21.06.2019
1179
0

Как пережить замену (если вы заменяющий преподаватель)

Перефразируем знаменитую реплику Форреста Гампа: замены случаются. Сначала студент занимается с одним преподавателем, затем с другим, и причин для этого хватает. Вот только выход на замену – это для преподавателя стресс, серьезный или микроскопический в зависимости от опыта, темперамента, отношения к работе и многих других факторов.

Расскажем, как пережить замену ко всеобщей пользе и удовольствию. Поможет нам в этом психолог, руководитель отдела HR-асессоринга Skyeng Константин Ефимов.

Почему замены случаются

Временные замены (как в школе) в случае отпуска, болезни преподавателя, очного обучения (например, на курсах повышения квалификации) в Skyeng случаются не часто, ведь всегда можно предварительно созвониться со студентом, объяснить ситуацию и перенести/отложить занятие.

В редких случаях, например, если в доме у преподавателя отключили электричество или интернет, решение проблемы берет на себя колл-центр, и действительно может быть назначена замена. Но это скорее форс-мажор, чем общепринятая практика. Поэтому ниже мы будем говорить о заменах постоянных, когда студента одного преподавателя передают другому преподавателю. Это происходит, если:

а) студент просит о замене;

б) прежний преподаватель просит о замене.

А есть ли проблема?

Константин Ефимов: «Замена студента для преподавателя не событие – несмотря на волнение или то, что студент новый. Это стандартная ситуация, и большинство преподавателей в дополнительной помощи (например, от асессоров или психолога) не нуждаются, справедливо рассчитывая на свой профессионализм и благоприятный исход дела».

Но сложности при замене возникать могут, например, если:

  • студент сильно разочарован и с предубеждением, даже опаской относится к новому человеку,
  • студент сам по себе сложный человек, – например, конфликтный или необязательный,
  • замена произошла не по инициативе студента, и прежний преподаватель его устраивал, а привыкать к новому подсознательно не хочется.

Как вести себя на замене, чтобы всё получилось

Замена, как мы уже оговорились, – вариант нормы. Устраиваясь в Skyeng, преподаватели психологически и профессионально готовы к тому, что время от времени придется знакомиться с новыми студентами, подстраиваться, находить точки соприкосновения и так далее. Это лишь технически и организационно замена, но для вас это новый студент, новая возможность заработка и профессионального роста.

Подскажем, что все-таки делать, если перед заменой вы волнуетесь.

«Выдохните»

Вас уже выбрали на замену. А значит, вы подходите по неким параметрам: уровень языка, направленность, цель изучения, требования студента к преподавателю, такие как пол, возраст. И так решили опытные люди, которые к тому же хорошенько опросили студента по поводу его ожиданий. Выбрали вас – и это некая гарантия, что всё пройдет благополучно.

Подготовьтесь

Не формально, а очень внимательно изучите сопроводительную информацию от предыдущего преподавателя: учебные темы и материалы, которые они со студентом проходили, замечания, которые были у студента к преподавателю (в комментариях после проведенных занятий). Обратите внимание на степень ответственности ученика, советы и пожелания асессоров.

И самое главное. Вникните, прочитайте между строк, услышьте истинную цель обучения! В анкете она указана, и студента о ней не раз спрашивали, но 1) он мог сформулировать ее неточно; 2) цель могла измениться.

Копните глубже

На первых же занятиях уточните цели не в «направлении» чего-либо, а в конкретных действиях, которые студент собирается совершать при помощи языка.

Константин Ефимов: «Приведу простой пример. Вы ученик, у которого английский находится на самом низком уровне. Вы пошли подучить язык для того, чтобы съездить этим летом в Таиланд, и на встрече-знакомстве наговорили что-то в духе «всегда хотел изучать английский, слушать музыку, читать книги». Понятное дело, что вам это не нужно. А нужны вам три вещи: 1) не потеряться в аэропорту; 2) знать, что сказать, когда приедете в гостиницу; 3) суметь в ресторане заказать курицу. Ради этого вы идете учить английский язык! Если вы не слышите это на занятиях, ваш преподаватель никак не привязывает это к своим урокам, учебному материалу, то вы моментально разочаровываетесь, вам кажется, что вы тратите деньги «не так и не туда», и преподаватель плохой».

Запаситесь терпением

Холодность, легкая враждебность на первых занятиях с новым преподавателем вполне могут быть, и выручит принцип «и это пройдёт». А еще – поможет следующий пункт…

Опирайтесь на методику

Обаяние и преподавательские «фишки» (игра на музыкальных инструментах, исполнение песенок, актерское мастерство, умение рифмовать или сочинять рэп на ходу) – всё это здорово, пригодится в дальнейшем. Но начните таки с методики.

Константин Ефимов: «Знание методики является ключевым. Важно, зачем вы разбиваете урок на составляющие. Важно, зачем в каждом уроке должен быть вывод в речь, важно подведение итога, важно исправление ошибок именно таким способом, а не иным. Все-таки методику передачи знаний разрабатывали люди безусловно умные: они эти вещи придумали не просто так».

Что заменяющему преподавателю делать не стоит…

…на первом занятии:

  • спрашивать о причине замены, потому что это есть в сопроводительной информации, это слегка бестактно, и это может «разбередить рану», если причина замены – конфликт;
  • выяснять «в лоб», что студент хочет знать (например, «лексику или грамматику»), потому что это фактически вопрос о том, как он хочет чтоб его учили, а ответ на него находится за пределами понимания самого студента.

…в дальнейшем:

  • пытаться подружиться (ни в коем случае не переходите на ты!);
  • подменять психолога, психотерапевта, коуча-мотиватора.

Что делать, если от вас ушел студент

Константин Ефимов: «Чаще всего студент меняет преподавателя потому, что может это сделать. Срабатывает тот самый механизм, который нас, людей, заставляет искать лучшее с нашей точки зрения. Если мы, условно говоря, заходим в торговый центр с множеством торговых точек – пусть даже они продают одинаковый товар – мы все равно обойдем определенное количество, прежде чем решим, что «вот здесь» нам лучше».

Конкретные причины ухода различаются.

  • У студента исполнилась цель

Он пришел, чтобы подготовиться к поездке в Таиланд. Подготовился. Съездил. Зачем тратить время и деньги дальше? Как успешный преподаватель, который отлично его подготовил, сформируйте «задел на будущее»: мол, поедете теперь в США в следующем году, обращайтесь!». В этой ситуации полезно периодически напоминать о себе – просто поищите подводящие «инфоповоды».

  • Студенту надоело

Никакой особой цели у него не было. Например, пришел за компанию. Энтузиазм сошел на нет, домашние задания выполнялись всё реже, а потом и на «новую машину нужно копить». Просто «оставьте дверь открытой», а дальше видно будет.

  • Вы не сошлись характерами (или затронули слишком личное)

Константин Ефимов: «Увы, такое бывает. Ученику-флегматику преподаватель-холерик кажется неприятной болтушкой, которая смеется и тараторит весь урок… Или наоборот, для ученика-сангвиника преподаватель-флегматик – «занудный», с медленной речью, малоэмоциональный, которого невозможно слушать! Бывает и такое, что люди просто не переносят какой-то типаж. Кроме того, вы можете затронуть личное в вашем ученике, или ученик может затронуть в вас (поэтому помните: некая «воздушная прослойка» между вами обязана быть!). Важно осознавать, что передача знаний не осуществляется между людьми которые друг другу неприятны».

  • В вас разочаровались

Константин Ефимов: «Ваш ученик облечет это в нечто другое, потому что он сам не отдает себе отчет, зачем он учит язык, так что будет говорить «мне не нужно столько грамматики», «вы не тот учебник взяли, не так учите», «я не чувствую вовлеченности»… На самом деле такая промашка, как разочарование в репетиторе (онлайн-преподавателе), всегда возникает тогда, когда вы забываете, зачем вы учите своего ученика».

Уход ученика – это болезненно. Но это не конец света! Skyeng с пониманием относится к ситуации и стремится всячески помочь с ней справиться, двигаться дальше. Новые ученики обязательно будут! А для преподавателя это точка роста, когда он осознаёт, в чем и где ошибся, и страхует себя от подобных ситуаций впредь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×