Составление индивидуальной программы обучения

Составление индивидуальной программы обучения

Как удобно идти по шаблону, вести урок так, будто ученики – это роботы! Одинаковых людей не бывает, поэтому естественно, что учителю нужно быть гибким и учитывать индивидуальные различия. Иногда даже составлять индивидуальную программу. Зачем так напрягаться? Необходимость в ней возникает, когда есть определенный запрос у ученика или его родителей. Рассмотрим возможные причины:

  • подготовка к экзамену;
  • пробелы в знаниях по отдельным темам;
  • подготовка к поездке за границу;
  • особенности познавательных процессов учеников (памяти, внимания, восприятия);
  • повышенная двигательная активность;
  • дисграфия, дислексия и т.д.

Подготовка индивидуальной программы требует подготовки и планирования уроков от преподавателя. Выделите достаточное время на прохождение следующих шагов:

Шаг 1

Попробуйте получше узнать ученика, его хобби, увлечения. Расспросите его о том, как он оценивает свой уровень владения английским языком.

Шаг 2

Обсудите цели ученика. Что и за какой период времени он хочет достичь. Узнайте, что движет учеником, какая у него мотивация

Мотивация может быть как внутренней, так и внешней, или смешанной. Как это узнать? Я предпочитаю разговаривать с учениками. Расспрашивать об их целях. Почему они хотят их достичь, когда у них появились эти цели, и что они получат по их достижению. 

Да, это может выглядеть, как допрос, но после вы будете понимать, что движет учеником. Если его мотивация внутренняя или смешанная, то в индивидуальную программу можно включить дополнительные материалы, которые сделают занятия интереснее, живее и познавательнее. Но если мотивация внешняя (например, начальник сказал выучить английский язык, чтобы ученик мог забронировать отель), то лучше подобрать для индивидуальной программы упражнения и материалы четко соответствующие поставленной задаче. Лишний материал может только навредить мотивации ученика. 

Шаг 3

Проведите тест. Сравните условную исходную точку и конкретную финальную. 

Вашей условной точкой будет то, что вам рассказал сам ученик о себе и своих знаниях (Шаг 1). Это могут быть сведения об уровне, на котором сам ученик думает, он находится, его сильные и слабые стороны. Например, он уверен, что навык аудирования у него хорошо развит, а вот навык чтения наоборот требует проработки. Обратите внимание, как ученик, по его мнению, лучше запоминает лексику и грамматику, интересна ли ему культура страны изучаемого языка.

Конкретную исходную точку вы получите после проведения теста и сопоставления сведений, которые вы получили от самого ученика и по результатам теста. К примеру, вы даете  ученику аудирование, в котором ваш ученик уверен, но задания по прослушанному тексту ученик выполняет с ошибками. Отсюда вывод, что суждения ученика ошибочны и при подготовке программы аудированию будет нужно уделить достаточно много внимания. 

Некоторые ученики неправильно оценивают свои способности. Чтобы у нас была картина максимально реалистичная, придется побыть в роли детектива и докопаться до истины. Иногда наша задача противоположная – внушить ученику уверенность в себе!

Шаг 4

Обсудите результаты и нюансы обучения. Определитесь с графиком и интенсивностью занятий. Обычно ученики уверены, что поставленных целей они смогут добиться за меньшее число уроков в неделю или за более короткий срок. Если вы с этим не согласны – говорите об этом и ищите компромисс.

Шаг 5

Подберите необходимый материал. Для этого не подойдет один учебник. Возьмите несколько учебных пособий разного уровня, плюс-минус один уровень, и начинайте искать то, что вам необходимо, держа во внимании финальную цель занятий.

Я, просматривая учебник, отмечаю себе, что подойдет на 100%, что было бы неплохо использовать, а что может пойти как необязательное дополнение. Так формируется банк заданий, с которыми я буду работать дальше.

Шаг 6

Продумайте дополнительные задания. Если ученику необходимо подтянуть грамматику, простой путь – дать 100500 упражнений из Голицынского, и пусть пишет. Помните такой учебник? Автор Юрий Голицынский создавал этот учебник с 70-х годов прошлого столетия. В то время туча собранных однотипных упражнений на одну грамматическую тему – просто находка. Однако, однообразные уроки сегодня начнут угнетать не только ученика, но и учителя. Поэтому ищите интересности!

Найдите диалоги, подкасты, видео или тексты, где будет использоваться изучаемая вами тема. Введите новый грамматический материал в контексте, отработайте в интерактивных заданиях, обсудите видео диалог, используя новую структуру. Так вы оживите урок!

Шаг 7

Соберите урок. Все мы знаем про поурочное планирование. У меня на этот этап есть два варианта действий:

  • Если с учеником есть оговоренная дата достижения цели. Я стараюсь прописать полную картину сразу. От первого и до последнего урока разбить все упражнения, весь материал, все тесты, что, сколько и на каком этапе будет идти на каждом уроке, что ученик должен знать в конце каждого урока. Неважно, будет у меня с учеником 10 уроков или 100. Для меня это самый тяжелый и нудный этап, но самый необходимый.
  • Есть цели, но нет жесткого дедлайна. Я прописываю свое планирование на 2-3 урока вперед. Так становится проще ориентироваться в тех материалах, которые были подобраны, и всегда можно внести правки на следующий урок.

Шаг 8

Приступайте к занятиям. В самом начале работы по индивидуальной программе я проговариваю еще раз с учеником цели и сроки, рассказываю, как и что мы будем делать, из чего будут состоять наши занятия, показываю основные этапы, которые мы будем проходить.

На этом шаге можно нарисовать визуальную карту вашего пути. От исходной точки до финальной. Затем отмечать на ней успешно пройденные этапы. Такая карта отлично даст почувствовать прогресс, как вам, так и ученику.

Конечно, составление индивидуальной программы – это нелегкий преподавательский труд, но поверьте, если вы подойдете к этому процессу внимательно и с энтузиазмом, то результаты ваших учеников будут самыми высокими, а отзывы о вас самыми положительными!

Успехов вам!


Алена Скорикова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1790 19

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×