Active listening: полезный навык и необходимость

Active listening: полезный навык и необходимость

Слышать, слушать, вслушиваться –  близкие и такие иногда противоположные понятия. Слушаем песню, но не слышим слов, слушаем собеседника, но не можем вспомнить, о чем он говорил, слушаем аудиотрек на занятии, но не можем уловить смысл. Что не так? Плохое аудирование? Что такое хорошее или плохое аудирование? Или вовсе проблема не в навыке слушания.

Специалисты говорят, мало слушать и слышать, важно — активно слушать. Кроме того, данный навык является ключевым при общении (несмотря на то, что у всех учащихся первоочередная цель – научиться говорить), и мало кто отдает себе отчет в том, что слушать и слышать правильно и эффективно не умеет. Данный навык требует много практики, осмысленного подхода в обучении и внимания.

Что же такое active listening? 

Википедия гласит: ‘active listening is a technique that is used in counseling, training, and solving disputes or conflicts. It requires that the listener fully concentrate, understand, respond and then remember what is being said’.

Как видим, навык активного слушания важен не только на занятиях, но самое главное – там, ради чего занятия по английскому проходят, на работе: переговоры, интервью, презентации, выставки, тренинги, воркшопы; во время общения со сверстниками, друзьями, новыми знакомыми, обсуждения разных дискуссионных тем на различных семинарах, разговорных занятиях по иностранному языку. А также активное слушание – это навык, соприкасающийся с эмпатией – навыком сопереживать, и рефлективным слушанием – вниманием к тому, что сказал собеседник и воспроизведением его слов (повторением).  

Очень доступно и «красиво» Джулиан Трежер объясняет в своем TedTalk, что такое слушание и его значение в современном мире, чем оно отличается от слушания, которое люди имели ранее и как тренировать активное слушание, чтобы слышать и слушать. Он делится разными упражнениями и тактиками, которые может использовать каждый «to listen better». Рекомендуем послушать и услышать)) 

Что можем посоветовать мы, преподаватели, для использования непосредственно на наших занятиях? 

Когда практикуете дискуссии в парах или группах, предварительно объясните студентам, что их задание не просто слушать, что говорят остальные, но и:  

  • Проявлять интерес к собеседнику: визуальный контакт, язык жестов, мимика, улыбка – все должно указывать на то, что человек внимательно вслушивается в слова собеседника;
  • Задавать уточняющие вопросы – один из самых явных признаков того, что собеседнику интересно, и он бы хотел узнать больше по теме;
  • Находить общее – детали, которые могут повести разговор в более интересное русло, в другую дискуссию, сплотить команду/ класс, а также полезная практика «most/ majority/ both/ neither/ none/ almost nobody etc»;
  • Спрашивать мнение собеседника – ведь это может дать не только почку для дальнейших обсуждений, но и заодно попрактиковать polite language and indirect questions;
  • Делиться собственным мнением по теме, например:
  • “Actually, that happened to me once. It was really [annoying].”
  • “I totally agree. The same thing happened to me too.”
  • “That’s pretty common. I heard that a lot of people had the same experience.”
  • Задавать открытые вопросы (What/ How/ How many/ How long etc): именно так можно проявить активное слушание, получить больше информации от собеседника и сделать ему приятно, дав понять, что вы заинтересованы в том, что он говорит;
  • Задавать вопросы не только к конкретному собеседнику, но и ко всей группе, например:
  •  “Has anyone ever … ?”
  •  “How many of you think that …?”
  •  “Do a lot of you … ?”
  •  “Which one of you … ?”

Это, пожалуй, основной список советов, которые быстро и эффективно помогут научить студентов активно слушать.

Поделитесь  в комментариях своими наработками, которые применяете на занятиях. 

 

Нина Сворак

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    3730 22

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×