Медиация в школе

Медиация в школе

Медиация (от лат. mediare – посредничать) – способ урегулирования конфликта с помощью специально обученного медиатора. Эта технология помогает обеим сторонам взглянуть на ситуацию со стороны, договориться и взять ответственность за совместное решение. Одной из сфер применения медиации стало образование. Почему? Приказ, посредничество, убеждение работают все хуже, новое поколение детей знает свои права и имеет выраженную жизненную позицию. Опыт зарубежных психологов, юристов, учителей подтвердил эффективность медиации в конфликтах между учениками, учеником и учителем, учителями, учителем и администрацией. 

В России, по образцу европейских, создаются ШСП – школьные службы примирения, где конфликты разрешают не только учителя, прошедшие подготовку, но и ученики. Освоить технологию медиации можно на специальных тренингах и курсах, в данной статье мы рассмотрим только основы ее применения. 

Для проведения медиативной сессии выбирается удобное спокойное место, где участники могут просидеть 2,5-3 часа и обсудить конфликт.

Медиатор кроме обучения должен развить коммуникабельность, чуткость, настойчивость, умение управлять своими эмоциями. Во время общения он использует:

  • слушание (активное/пассивное и др.),
  • парафраз (“Правильно ли я понимаю, что ты сказал…”),
  • “я-высказывание” (“Мне трудно говорить, когда…”, “Мне неприятно, когда…”),
  • обращение по имени,
  • обратную связь (адекватная и своевременная реакция на сигналы собеседника),
  • деконструкцию (пояснение и уточнение слов “А что  имеешь в виду под словом..”),
  • резюмирование (“Если подытожить сказанное тобой…”).

Принципы работы медиатора:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность,
  • прозрачность процедуры.

Этапы медиативной сессии:

1) Вступительное слово медиатора. Он рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен, о своеи роли, о необходимости участия каждой стороны в нахождении компромисса, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, говорит о возможности проведения кокусов, т.е. индивидуальных бесед медиатора с каждой стороной. Необходимо отработать вступительное слово, оно залог успешного вхождения в процесс медиации.

2) Презентация сторон. Медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о своем видении конфликтной ситуации. Во время рассказа сторон медиатор является активным слушателем, задает уточняющие вопросы. По окончании рассказа каждой стороны медиатор кратко пересказывает услышанное, используя резюмирование, т.е. пересказывает услышанное от каждой стороны. Это помогает второй стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента.

3) Дискуссия. По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что стороны начнут вести очень эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, “выпустить пар”. Если дискуссия переполняется негативом или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения кокусов.

4) Кокус, т.е. беседа медиатора с каждой стороной индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Проведение кокусов позволяет медиатору найти пути решения спорного вопроса.

5) Составление повестки дня. На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать вопросы, которые они хотят разрешить за текущую сессию.

6) Выработка предложений. Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Медиатор помогает сторонам услышать друг друга, увидеть положительное в предложении каждого из них, увидеть дополнительные ресурсы, которыми они обладают, прийти к новому решению, удовлетворяющему обоих, и т.д. 

7) Подготовка соглашения. На данном этапе медиатор подвергает сомнению предложения сторон. Отстаивая свое новое решение, стороны принимают ответственность за его исполнение. Важно определить последствия от несоблюдения соглашения.

8) Выход из медиации. Медиатор получает обратную связь о сессии, ее результатах, эмоциональном состоянии сторон. После удачного сеанса медиации появляется легкость и чувство облегчения.

Практическое применение технологии медиации требует прохождения практического курса. Во время тренингов будущие медиаторы моделируют различные ситуации и возможные приемы работы. 

Больше по этой теме можно прочитать здесь и здесь.

Применяйте медиацию, так наше общество станет более комфортным местом для детей и взрослых!

Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    120 7

Leave a Reply

Your email address will not be published.