13.07.2019
548
0

“Дайте свободу поколению гениев”, — Сугата Митра

Вы когда-нибудь слышали о Самоорганизующихся Учебных Пространствах (СОУП)? А о Сугата Митра? Тогда самое время услышать и вдохновиться его поистине гениальными идеями. 

Сугата Митра — профессор из Индии и лауреат множества международных премий (в т.ч. Leonardo European Corporate Learning Award, Dewang Mehta Award, TED Prize). Его выступления на конференции TED в 2007, 2010 и 2013 году получили значительный мировой резонанс, а в 2013-м он выиграл $1 млн на развитие своей идеи. 

Главная идея Митра — просто не мешайте детям учиться, они и сами могут это сделать, причем, организуют это намного лучше, чем вы. Чему они могут так научиться? Всему — выучить  язык, освоить пользование компьютером, анализировать информацию, делать выводы на основе суждений и много чего еще. 

Чем это может помочь преподавателям английского? Сугата разработал проект школы, в которой все уроки строятся по определенной модели. Эта модель по сути является уроком по типу task-based learning, используемым в ELT. В этой статье мы рассмотрим такую модель урока, этапы и правила создания такого Самоорганизующегося учебного пространства на уроках, которые может использовать в групповой работе преподаватель английского и не только. Готовы применить новый подход? По результатам исследований обучением происходит в несколько раз быстрее и эффективнее. 

С чего начать?

В самом начале было бы здорово рассказать самим студентам о Сугата Митра и его проекте, его экспериментах и достижениях. Также, важно ознакомить студентов с правилами поведения:

  • Студенты работают  в небольших группах, например, по 4 человека.
  • У каждой группы есть доступ к компьютеру (лучше компьютер с большим экраном, чтобы это было удобно и участникам группы и вам)
  • Студенты могут свободно перемещаться из группы в группу в любое время
  • Студенты могут делиться своими открытиями внутри своей группы и между группами
  • Все могут свободно перемещаться и разговаривать
  • Наставник не принимает участия в «исследовании»
  • Студенты могут выбрать медиатора (посредника), который при возникновении вопроса, который они сами не могут решить, обратится к наставнику.

Этапы работы

В основе урока можно выделить три основные стадии: постановка «большого вопроса», исследование и обратная связь. Время необходимое на каждую из данных частей может варьироваться каждый раз, но можно придерживаться следующего планирования:

Постановка вопроса — 5 минут 

Здесь вы вводите тему. Возможно, вам захочется рассказать историю или показать вдохновляющее видео — выбор всегда остается за вами. Однако, не забудьте самое  главное — задать «большой вопрос».

Для начала можно использовать простой вопрос  (или ряд вопросов), например:

Какое самое большое животное на земле?

Где оно обитает?

Примеры более сложных вопросов:

Почему на Земле нет других животных больше, чем синий кит?

Почему люди падают, когда скользко?

Может ли что-то быть меньше ноля?

Какая в наше время самая большая угроза водам океана?

Как создавалась музыка?

Что такое мозг?

Кто создал алфавит?

Исследование — 40 минут

Это основная часть урока. Роль учителя здесь сводится в поощрении обучающихся за их идеи, предложения, а также помощь наводящими вопросами. В целом взрослый поддерживает эту атмосферу азарта и стремления к поиску ответов и обеспечивает  безопасную физически среду.

Будучи «невидимым» наставник делают себе пометки о том, как студенты взаимодействуют, как развивают мысль и ищут решение задачи (это можно будет использовать в обсуждении на следующей стадии).

Также задача наставника напоминать о правилах, особенно на начальном этапе. Например, если студенты не взаимодействуют с одним из членов своей группы, можно напомнить ему, что он может перейти в другую группу. 

В долгосрочной перспективе, главное качесвто, которое развивает в себе наставник — умение абстрагироваться, не вмешиваться и позволить студентам самим управлять процессом своего обучения и искать ответы.

Обратная связь —  10-20 минут

Здесь можно выделить два этапа

  1.  Презентация результатов — ответы на вопрос. Это один из важнейших этапов, так как он формирует навыки выделения главной идеи. При этом, задача наставника здесь — постараться побудить к обсуждению самого вопроса в процессе презентации. Обсудите сходства и различия в ответах, в каких областях знаний они искали ответы, какие знания им помогли. Обязательно необходимо похвалить студентов за проделанную работу и искренне показывать свое восхищение и интерес к их открытиям.
  2. Обратная связь —  обсудите, что получилось хорошо и легко, а что бы студенты в следующий раз сделали по-другому, как и почему. Иногда может случиться так, что ученики не смогли ответить на «большой вопрос» или не смогли сформулировать выводы. В любом случае, они могут очень многому научиться в процессе такого исследования и поиска ответа на заданный вопрос, а также понаблюдать за различными подходами, примененными другими группами.

Преимущества 

Наставники:

  • учатся лучше задавать глобальные важные вопросы
  • лучше настраиваются на интересы студентов
  • создают среду любознательных студентов
  • чувствуют лучшую связь со студентами
  • углубляют свое понимание того, как много всего студенты могут выучить самостоятельно
  • разделяют опыт своих студентов, совершая новые открытия в живой образовательной среде

Студенты:

  • получают возможность самим нести ответственность за свой образовательный процесс
  • улучшают навыки чтения, поведения, 
  • раскрываются творческие способности, способности к языкам и решению задач
  • повышается компьютерная грамотность
  • развивается навык «саморазвития и обучения как естественного жизненного процесса»
  • развивается долгосрочная память и ускоряется процесс обработки информации
  • улучшаются навыки презентации и межличностного общения
  • усиливается обобщение уже имеющихся знаний в процессе дискуссии, как внутри класса, там и за его пределами
  • развивается атмосфера большего доверия с наставниками в обучении и взрослыми в целом
  • улучшается мотивация к обучению разнообразия предметов и концепций.

Если вы прониклись идеями Сугата Митра, то можно пойти дальше, чем просто организовать разовый или регулярные уроки по принципам СОУП, вы можете стать членом проекта “Школа в облаке”, зарегистрировавшись по ссылке.  Также можно более детально почитать о том, как строятся занятия здесь или вот здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×