Вы когда-нибудь слышали о Самоорганизующихся Учебных Пространствах (СОУП)? А о Сугата Митра? Тогда самое время услышать и вдохновиться его поистине гениальными идеями.
Сугата Митра — профессор из Индии и лауреат множества международных премий (в т.ч. Leonardo European Corporate Learning Award, Dewang Mehta Award, TED Prize). Его выступления на конференции TED в 2007, 2010 и 2013 году получили значительный мировой резонанс, а в 2013-м он выиграл $1 млн на развитие своей идеи.
Главная идея Митра — просто не мешайте детям учиться, они и сами могут это сделать, причем, организуют это намного лучше, чем вы. Чему они могут так научиться? Всему — выучить язык, освоить пользование компьютером, анализировать информацию, делать выводы на основе суждений и много чего еще.
Чем это может помочь преподавателям английского? Сугата разработал проект школы, в которой все уроки строятся по определенной модели. Эта модель по сути является уроком по типу task-based learning, используемым в ELT. В этой статье мы рассмотрим такую модель урока, этапы и правила создания такого Самоорганизующегося учебного пространства на уроках, которые может использовать в групповой работе преподаватель английского и не только. Готовы применить новый подход? По результатам исследований обучением происходит в несколько раз быстрее и эффективнее.
С чего начать?
В самом начале было бы здорово рассказать самим студентам о Сугата Митра и его проекте, его экспериментах и достижениях. Также, важно ознакомить студентов с правилами поведения:
- Студенты работают в небольших группах, например, по 4 человека.
- У каждой группы есть доступ к компьютеру (лучше компьютер с большим экраном, чтобы это было удобно и участникам группы и вам)
- Студенты могут свободно перемещаться из группы в группу в любое время
- Студенты могут делиться своими открытиями внутри своей группы и между группами
- Все могут свободно перемещаться и разговаривать
- Наставник не принимает участия в «исследовании»
- Студенты могут выбрать медиатора (посредника), который при возникновении вопроса, который они сами не могут решить, обратится к наставнику.
Этапы работы
В основе урока можно выделить три основные стадии: постановка «большого вопроса», исследование и обратная связь. Время необходимое на каждую из данных частей может варьироваться каждый раз, но можно придерживаться следующего планирования:
Постановка вопроса — 5 минут
Здесь вы вводите тему. Возможно, вам захочется рассказать историю или показать вдохновляющее видео — выбор всегда остается за вами. Однако, не забудьте самое главное — задать «большой вопрос».
Для начала можно использовать простой вопрос (или ряд вопросов), например:
Какое самое большое животное на земле?
Где оно обитает?
Примеры более сложных вопросов:
Почему на Земле нет других животных больше, чем синий кит?
Почему люди падают, когда скользко?
Может ли что-то быть меньше ноля?
Какая в наше время самая большая угроза водам океана?
Как создавалась музыка?
Что такое мозг?
Кто создал алфавит?
Исследование — 40 минут
Это основная часть урока. Роль учителя здесь сводится в поощрении обучающихся за их идеи, предложения, а также помощь наводящими вопросами. В целом взрослый поддерживает эту атмосферу азарта и стремления к поиску ответов и обеспечивает безопасную физически среду.
Будучи «невидимым» наставник делают себе пометки о том, как студенты взаимодействуют, как развивают мысль и ищут решение задачи (это можно будет использовать в обсуждении на следующей стадии).
Также задача наставника напоминать о правилах, особенно на начальном этапе. Например, если студенты не взаимодействуют с одним из членов своей группы, можно напомнить ему, что он может перейти в другую группу.
В долгосрочной перспективе, главное качесвто, которое развивает в себе наставник — умение абстрагироваться, не вмешиваться и позволить студентам самим управлять процессом своего обучения и искать ответы.
Обратная связь — 10-20 минут
Здесь можно выделить два этапа
- Презентация результатов — ответы на вопрос. Это один из важнейших этапов, так как он формирует навыки выделения главной идеи. При этом, задача наставника здесь — постараться побудить к обсуждению самого вопроса в процессе презентации. Обсудите сходства и различия в ответах, в каких областях знаний они искали ответы, какие знания им помогли. Обязательно необходимо похвалить студентов за проделанную работу и искренне показывать свое восхищение и интерес к их открытиям.
- Обратная связь — обсудите, что получилось хорошо и легко, а что бы студенты в следующий раз сделали по-другому, как и почему. Иногда может случиться так, что ученики не смогли ответить на «большой вопрос» или не смогли сформулировать выводы. В любом случае, они могут очень многому научиться в процессе такого исследования и поиска ответа на заданный вопрос, а также понаблюдать за различными подходами, примененными другими группами.
Преимущества
Наставники:
- учатся лучше задавать глобальные важные вопросы
- лучше настраиваются на интересы студентов
- создают среду любознательных студентов
- чувствуют лучшую связь со студентами
- углубляют свое понимание того, как много всего студенты могут выучить самостоятельно
- разделяют опыт своих студентов, совершая новые открытия в живой образовательной среде
Студенты:
- получают возможность самим нести ответственность за свой образовательный процесс
- улучшают навыки чтения, поведения,
- раскрываются творческие способности, способности к языкам и решению задач
- повышается компьютерная грамотность
- развивается навык «саморазвития и обучения как естественного жизненного процесса»
- развивается долгосрочная память и ускоряется процесс обработки информации
- улучшаются навыки презентации и межличностного общения
- усиливается обобщение уже имеющихся знаний в процессе дискуссии, как внутри класса, там и за его пределами
- развивается атмосфера большего доверия с наставниками в обучении и взрослыми в целом
- улучшается мотивация к обучению разнообразия предметов и концепций.
Если вы прониклись идеями Сугата Митра, то можно пойти дальше, чем просто организовать разовый или регулярные уроки по принципам СОУП, вы можете стать членом проекта “Школа в облаке”, зарегистрировавшись по ссылке. Также можно более детально почитать о том, как строятся занятия здесь или вот здесь.