Всегда ли ваши подростки с готовностью говорят на уроках только по-английски? Всегда ли хотят участвовать в дискуссиях, ролевых играх и просто ответах на вопросы? Что-то подсказывает, что в большинстве случаев, ответ будет отрицательным. Сегодня постараемся разобраться, какими могут быть причины нежелания подростков говорить по-английски на занятиях, а также предложим несколько путей решения данных ситуаций.
Причины
- Чувство неуверенности в себе. На низких уровнях студенты не чувствуют достаточного словарного запаса (в первую очередь), а также умения выстраивать правильные высказывания.
- Нестабильная/недостаточно дружелюбная атмосфера в классе. В сочетании с предыдущим пунктом образует гремучую смесь.
- Неясное объяснение задания преподавателем. Студенты могут просто не понять, что от них требуется.
- Природная неразговорчивость студентов. Некоторые студенты и на родном языке не очень болтливы. Это могут быть интроверты или просто застенчивые студенты.
- Кругозора и фоновых знаний студента не достаточно, чтобы высказаться на нужную тему. Слишком сложный философский вопрос или ситуация, с которой студенты на своем жизненном пути еще не сталкивались, могут вызвать затруднение даже на родном языке у взрослого человека.
- Отсутствие мотивации. Студенты чувствуют, что в рамках изучения английского языка как иностранного разговаривать с одноклассниками не на родном всем языке неестественно. Какой смысл им напрягаться, если их и так все поймут.
Пути решения
- Установить дружественную атмосферу в классе. Разработать правила для класса и обговорить, что главное в ответах — это старание и идея, которую студент хочет донести. Другие аспекты оценивает преподаватель. Однако, чтобы научить студентов подбадривать друг друга и искать в ответах других студентов пользу, можно периодически просить студентов давать позитивный фидбэк об использованной лексике (новые слова из урока) и правильные конструкции. Такая практика должна контролироваться преподавателем и быть хорошо продуманной. Об установлении комфортной атмосферы в классе можно подробнее прочитать здесь, а о том, как научить студентов давать фидбэк — тут.
- Иногда разрешать обсуждать вопросы на родном языке прежде, чем выступать перед классом по-английски. Так у студентов появится возможность почерпнуть идеи и сформулировать ответы на родном языке. У них будет время облачить эти мысли в правильную форму.
- Основывать устные задания на тексте или видео. Так у студентов появится больше идей. Они будут иметь фоновые знания для построения высказываний. Здесь необходимо следовать принципу от легкого к сложному — вопросы по тексту — вопросы по теме текста (подключить знания студентов) — персонализированные вопросы (о мнении, личном опыте, воображаемой ситуации). Задача учителя — не только научить предмету, но и дать информацию, научить ее находить и использовать. Поэтому extensive reading/listening — отличная возможность помочь студентам набрать достаточное количество фоновых знаний.
- Давать возможность студентам проговорить одни и те же мысли несколько раз. Сначала дать студентам возможность обсудить задание/вопрос в парах, потом в группах по 3-4 человека, если есть возможность, совместить группы до большего размера по 6-8 человек. При такой практике даже самый стеснительный студент с недостатком фоновых знаний будет готов ответить (пусть и небольшим) высказыванием перед аудиторией всего класса.
- Давать студентам примерить роль другого человека. В этом помогут ролевые игры, где преподаватель может сам назначить роль, по его мнению, подходящему студенту. Здесь можно поэкспериментировать с ролью болтуна для тихони или заучки для не очень успешного студента. Учителю нужно хорошо чувствовать класс, чтобы проводить такие эксперименты, но это стоит того.
- Предложить студентам решить проблему. Для этого можно использовать специальные задания на problem-solving, дебаты или попробовать метод 5 почему. Каждый из этих подходов учит искать решение проблемы, что важно не только для изучения английского, но и для подготовки школьников к дальнейшей жизни, так как учат критически мыслить.
По какой бы причине ваши подростки не хранили молчание на занятиях, мы верим в то, что данные пути решения помогут вам разговорить своих студентов. Все эти способы можно использовать по отдельности, но более продуктивно их смешивать и использовать на каждом занятии.
Понравилась статья? Подпишитесь и получайте свежие материалы прямо на почту!