Словари при работе со школьниками

Словари при работе со школьниками

” Словари — все равно что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых лучших нельзя ожидать абсолютной точности.”, —

Сэмюэл Джонсон 

При изучении иностранного языка на разных этапах возникает необходимость использования словаря. Словари – важный источник информации для изучающих английский язык, помогающий понять значение слова, его грамматические особенности и особенности употребления, значительно расширить словарный запас, сделать речь учащегося более грамотной. Умение пользоваться словарём полезно как при чтении, так и при выполнении письменных работ. 

Следующие словари будут полезны учащимся на разных этапах:  

  1. Двуязычные или билингвальные словари. Подойдут для уровня Beginner и Elementary. 

Двуязычные словари удобны и хороши для новичков: можно быстро узнать, как перевести слово на родной язык. Но иногда точное значение английского слова отличается от русского эквивалента, и наоборот. Также такого вида словари поощряют студентов переводить, а не думать на английском языке.

  1. Монолингвальные или толковые словари. Пользоваться такими словарями с пометкой Learner’s dictionary можно на уровне Pre-Intermediate, чтобы исключить родную речи во время занятия. 

Монолингвальные словари побуждают думать на языке, позволяют изучить значение слова и правильное употребление в предложение, в правильном контексте.  

 Приблизиться к уровню владения языком как у носителя помогут такие словари как: 

  • Словарь трудностей словоупотребления – словарь речевых штампов, готовых к употреблению лексических знаков для выражения определенной ситуации. Такие  словари подходят для разных уровней, позволяет речи звучать естественно и максимально приближено к носителям. На уроке словарь можно использовать для построение ситуационных диалогов, например дав определенный набор речевых единиц. 
  • Словарь синонимов. Запоминание синонимических цепочек позволяет существенно расширить словарный запас учащегося, позволяет не повторяться и правильно излагать свои мысли.. Словарь синонимов можно посмотреть здесь
  • Фразеологический словарь – помогает учащимся осваивать фразеологические словосочетания. Учащиеся с особым интересом ищут аналоги фразеологизмов в родном языке. Warm-up может быть построен на обсуждении одного или нескольких фразеологизмов, ввод в тему урока можно начать с фразеологизма также. Таким образом языковые единицы вводятся в речь учащихся делая ее многогранной. Посмотреть пример словаря можно тут
  • Лингвострановедческий словарь – мир изучаемого языка включает в себя различные познавательные сведения о культуре, истории, быте, нравах, образе жизни. Изучение языка невозможно в отрыве от культуры и среды данного языка, чтобы понимать реалии языка, да и погружение в мир изучаемого языка прививает любовь к языку, а следовательно мотивирует для дальнейшего изучения. Словари такого типа помогут получить сведения на основе сравнения с реалиями родного языка, чтение художественной литературы, статей станет понятнее. Посмотреть лингвострановедческий словарь  на примере «Американа» можно здесь
  • Словарь коллокаций – используется учащимися на продвинутых уровнях Intermediate – Advanced. Коллокации – устойчивые сочетания слов, позволяющие легче запоминать словосочетания, из которых проще построить фразу. Такого типа словари удобно использовать для составления mind map для запоминания выражений. 
  • Словарь фраз – позволяет найти устойчивое словосочетание, клише, которые можно использовать на уроках для построения диалогов по разных темам, для составления предложений по разным языковым ситуациям. Ситуативное запоминание лексике намного эффективнее, чем разрозненное запоминание отдельных слов. 

В настоящее время мы все больше используем онлайн словари, о которых уже писали здесь. Хотим добавить еще один: https://www.ldoceonline.com/ – в этом словаре собрано максимальное количество значений слов, а озвучка сопровождает не просто каждое слово, а каждый пример. Здесь даны правила употребления слов, краткие грамматические заметки и примечания, к какому варианту английского относится то или иное словосочетание — американскому или британскому.

Многие учителя не уделяют внимание работы со словарём на уроках, так как предполагают, что этот навык учащиеся приобрели на уроках родного языка. Некоторые учителя считают, что работа со словарём для тех ленивых детей, которые не хотят угадывать значение слова из контекста, а легче посмотреть перевод слова в словаре. 

На самом деле обучение эффективной работе со словарём является само по себе стратегией изучения иностранного языка.  Начинающих учеников может утомить поиск слова, словарной статьи и страницы в словаре, существуют некоторые приемы для вовлечения школьника в работу со словарём: 

  1. Дать два слова, начинающимся на одну букву, найти в словаре то, которое стоит первым. 
  2. Дать список слов, который надо расставить в алфавитном порядке, для более высокого уровня можно дать слова с одной приставкой. 
  3. Можно провести тематическую алфавитную игру. Например по теме « Еда», первый ученик, пользуясь словарём называет слово на букву A, далее по цепочке слова на буквы алфавита по порядку. Усложнить задание можно, например следующий ученик повторяет все названые слова до него. 
  4. Можно дать разным ученикам слова и попросить их объяснить на английском языке. 
  5. Для работы над произношением можно дать учащимся задание на прослушивание цепочки слов в онлайн словаре, затем записать свой вариант произношения слов и сравнить с озвученным словами в онлайн словаре.

Данные упражнения только малая часть направленных на повышение интереса к работе со словарём, такие задания будут поддерживать интерес работы со словарем и изучение иностранного языка. 

Важно научить целесообразно пользоваться школьников словарём, что на разных этапах изучения языка они могут использовать разные типы словарей. Работу со словарём можно включать в разные виды классной работы, такие как повторение, или расширение словарного запаса, письменные задания или работа с текстом. 

Навыки необходимые для правильной работы со словарём: 

Следует отметить, что для формирования начального уровня культуры пользования словарями учащимся необходимо:

  • Твердое знание английского алфавита. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. 
  • Умение поставить слово в исходную форму. Слова в словаре стоят в начальной форме, однако в предложении слова не всегда стоят в начальной форме, поэтому надо уметь приводить слово в исходную форму. 
  • Знание правил словообразования. Многие новые слова могут быть образованы с помощью префиксов и суффиксов, знание которых значительно облегчает самостоятельную работу над текстом с использованием словаря.
  • Умение понимать различные обозначения при словах в словаре. Следует помнить, что каждое слово (в том числе и сложное слово, пишущиеся через дефис или раздельно) со всем относящимся к нему материалом, образует самостоятельную словарную статью.
  • Умение выбрать для данного контекста нужное значение слова. Следует помнить, что поиску слова в словаре должен предшествовать анализ предложения. Чтобы уметь анализировать предложение, необходимо знать: а) структуру предложения в английском языке; б) формальные признаки различных частей речи. 

Время, потраченное на работу со словарём можно считать ценным вкладом в процесс овладения иностранным языком. 


Беднова Ольга

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1650 5

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×