Зачем нужна дифференциация?

Зачем нужна дифференциация?

Вы заметили, что современные дети индивидуалисты? Они менее послушны, более требовательны. Одни ребята занимаются с репетиторами и намного опережают программу, другие — и в 10 классе с трудом читают. От учителя ожидается, что он научит и тех, и других. Найдет индивидуальный подход даже в классе, который не делится на подгруппы. “Каким образом?”, – спросите вы. Попробуйте дифференциацию!

Дифференциация обучения (от лат.differentia – разница) – форма организации учебной деятельности  школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявляемые способности (Давыдов,В.В.). Западные педагоги говорят о ее влиянии на социальную адаптацию и реализацию как личности. Нам же важно, чтобы все дети в классе усвоили материал по программе.

В данной статье мы рассмотрим возможности индивидуализации обучения посредством дифференциации заданий на уроках английского языка.

Селевко Г. и Блонский П. в своих работах различают следующие индивидуально-психологические особенности, на основе которых учителя формируют группы внутри класса:

  • по интересам,
  • по уровню умстренного развития, 
  • по типу памяти (слуховая, зрительная, двигательная),
  • по уровню развития внимания (высокая концентрация, неустойчивое, низкая концентрация),
  • по скорости восприятия (высокая, средняя, низкая),
  • по уровню способности к осуществлению переноса (высокий, средний, низкий уровень),
  • по стилю мышления (образный, логический, неустойчивый, аналитический, синтетический, невыраженный),
  • по уровню развития мотивации (высокий, средний, низкий),
  • по направленности эмоциональных переживаний (интраверт, экстраверт),
  • по степени эмоциональной возбудимости ученика (высокая, средняя, низкая) и другие.

Многие из этих пунктов входят в понятие обучаемости, которая характеризует индивидуальные способности ученика к учебной деятельности. Чаще всего при подборе индивидуальных заданий учитывается обученность – знания и навыки, которыми обладает ученик.

Дифференциация обучения проходит по следующим этапам:

  1. Обозначение критериев дифференциации обучения. Педагогическая диагностика учащихся (наблюдения, тесты).
  2. Разработка дифференцированных заданий.
  3. Организация групп учащихся в соответствии с полученными результатами.
  4. Использование в обучении дифференцированных заданий.
  5. Контроль ЗУН (знаний, умений, навыков учащихся).

Применение этого подхода уменьшает нагрузку на учеников и повышает их мотивацию к изучению английского языка.

Как можно адаптировать задания с учетом индивидуальных особенностей?

  1. Для детей с низким уровнем внимания и восприятия добавьте задания на этапе презентации: анализ правила по чек-листу, объяснение правила однокласснику, составление примеров, заполнение пропусков в правиле и т.д.
  2. Ученикам, быстро понимающим объяснения и легко запоминающим материал, предложите больше творческих поисковых заданий. Они дадут им возможность повысить уровень знаний самостоятельно и прекрасно мотивируют. 
  3. Ученики с невысоким уровнем  способности к осуществлению переноса нуждаются в подробной инструкции и помощи при разборе примеров.
  4. Детям с синтетическим типом мышления больше подойдет индуктивный подход при изучении грамматики (они легче выведут из примеров правило). “Аналитикам” ближе дедуктивное изучение (от правила – к примерам).
  5. При подговке совместных проектов нужно учитывать развитие мотивации и направленность эмоциональных переживаний учеников (экстраверт/интроверт). НЕ объединяйте в одну группу только детей с одинаковым уровнем развития этих качеств. Активные мотивированные ученики будут вдохновлять и организовывать остальных, поэтому они нужны в каждой команде. Более подробно по повышению мотивации можно прочитать здесь.
  6. Слишком активных учеников (иногда гиперактивных) желательно  объединять с более спокойными детьми или давать индивидуальные задания типа settlers.

Комбинируйте групповую и индивидуальную работу. Некоторые дети сильно отличаются от своих одноклассников, намного опережают или отстают. Составьте для них индивидуальную программу и давайте адаптированные задания, так ученики достигнут наилучших результатов!

Дифференцированный подход при подборе заданий дает большую маневренность, дети получат необходимый минимум плюс то, что они смогут взять от урока на основании своих индивидуальных особенностей.


Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    2520 16

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×