Как стать успешным репетитором, в том числе для ребенка

Как стать успешным репетитором, в том числе для ребенка

Мы называем себя преподавателями, но по сути мы репетиторы: работаем со студентами один на один – вне школы и института; помогаем достичь целей, которые со школой и институтом напрямую могут быть не связаны; используем для этого нестандартные методики, которые не обязательно входят в обязательную программу. И – стремимся быть успешными в профессии.

«Успешный успех» в преподавании онлайн

Тема успеха – на пике моды. Ей посвящены блоги, статьи, книги, курсы, рассылки и тренинги. В профессии онлайн-преподавателя вопрос «быть или не быть» «получается или не очень» становится актуальным по двум основным причинам: 

  1. отсутствие опыта репетиторства и знаний об онлайн-преподавании в принципе – ведь Skyeng принимает в свои ряды перспективных и мотивированных новичков;
  2. иной менталитет – если педагог приходит в онлайн-преподавание из школы или вуза, где подход к обучению отличается.

Что значит быть успешным

Можно долго спорить о терминах, ведь «картинка» в голове у каждого из нас своя, и не всегда речь о бентли, гамаках под пальмами и сумках Louis Vuitton. Вместо споров предлагаем измерение успеха в конкретных показателях. Ими могут быть:

  • количество (и процент) учеников, которые занимаются долго;
  • количество (и процент) учеников, которые уходят (=завершают обучение), довольные результатом и с отличными рекомендациями в адрес онлайн-преподавателя;
  • количество (и процент) положительных отзывов от асессоров о занятиях онлайн-преподавателя.

Пункты, перечисленные выше, приводят к материальному успеху: большое количество постоянных учеников, которые рекламируют вас новым ученикам, приносит преподавателю английского стабильный и достойный доход.

Выше было про цифры. Но невозможно обойти стороной и «неклассическое» понимание успеха. Это:

  • уверенность в себе, высокая самооценка в том числе как преподавателя английского языка;
  • свобода жизненного маневра, work-life balance;
  • востребованность и крепкий личный бренд.

Так как же стать онлайн-преподавателю английского стать успешным? Способов много, рекомендуем взболтать, но не смешивать использовать их в комплексе, перенося акценты на навыки, которые нуждаются в «прокачке».

Как стать успешным репетитором

Формула тут такая: Очевидное + Индивидуальное + Безотказное = Успех. Остановимся подробнее на каждой составляющей.

Советы «от кэпа» (очевидное)

  • Учите «матчасть» – преподавателю-репетитору необходимо владеть предметом (в нашем случае – английским языком) на достаточном уровне, чтобы существенно превосходить в этом студента (встречаются и «продвинутые» студенты, и с большим опытом зарубежным поездок, и с уникальной фотографической или слуховой памятью). Кроме того, овладевайте методикой – именно она обеспечивает предсказуемый положительный результат каждому занятию.
  • Стремитесь понять, как именно нужно решать задачу студента – например, если речь о сдаче экзамена, преподаватель должен быть хорошо знаком с механикой сдачи этого экзамена, стандартными заданиями, принципами оценивания и т.д.
  • Готовьтесь к каждому занятию – даже если аналогичные вы проводили уже сотню раз.
  • Избавляйтесь от внутреннего страха перед студентом и задачей. Ищите внутреннюю уверенность в своих силах, в положительном результате. Если такой уверенности нет, к сожалению, студенты это быстро «считывают», и эффективность занятий сразу снижается.
  • Ищите ориентиры в профессии и ролевые модели, если получится – наставника/ментора, который подскажет, как избежать «подводных камней» профессии, как быстрее приходить к результату, ответит на волнующие вопросы. Отличный вариант – стать частью профессионального сообщества: участвовать в мероприятиях по повышению квалификации, читать блоги (Skyteach, например), общаться в комментариях под статьями и на форумах.
  • Овладевайте навыками самоорганизации и самодисциплины. В репетиторстве и онлайн-преподавании над душой не стоит завуч или завкафедрой. Если неприятности на занятиях случатся, то справляться с ними придется уже постфактум (вот только профилактика всегда лучше лечения).

Советы «на любителя» (индивидуальное) 

  • Найдите свой «профиль» и развивайте его – это сужает выбор и количество студентов, но повышает качество результата. Критерием для специализации может стать уровень подготовки, возраст, характер задачи и др.
  • Научитесь себя продавать – для преподавателей Skyeng этот навык не так остро необходим, как «вольным стрелкам», самостоятельно добывающим себе студентов, но даже вам иногда полезно намекнуть студенту, как ему с вами повезло и насколько вы хороши.
  • Привыкните без заминок и ложной скромности рассказывать о своих достижениях. Для этого придется избавиться от перфекционизма, синдрома отличницы и синдрома самозванца, но оно того стоит. Создайте онлайн-присутствие: если уж не личный бренд (это непростая задача), то стойкую ассоциацию в голове ваших знакомых и подписчиков – между вами и преподаванием английского.

Безотказные советы 

Главный и зачастую достаточный звучит так: достигайте цели, с которой студент пришел на обучение, а в идеале – превосходите ожидания. Мы уже писали подробно о том, цели, которые студент декларирует (например, абстрактная «выучить английский язык для себя, своего развития») очень часто отличаются от реальных, тех, по которым студент будет судить о результате занятий (например, «заказать в ресторане за границей курицу в пряном соусе»). Навык «выудить» из студента истинную цель и достичь ее с минимальными затратами усилий и превращает онлайн-репетитора в «wow-преподавателя» (а заодно приносит стабильный доход, поток новых студентов и превосходные отзывы).

Впрочем, у преподавательского успеха есть и другие составляющие.

  • Отрабатывайте навык (даже привычку) доступно объяснять. В теории речь о риторике, на практике же – о навыке преподавателя правильно формулировать и переформулировать, ставить себя на место ученика, слышать неуверенные интонации.
  • Будьте гибкими – подстраивайте учебную программу под реальные потребности и задачи студента.
  • Научитесь нравиться студентам – даже если в глубине души они вам не нравятся. Способов много – от книг, тренингов до врожденного личного обаяния. Полезно владеть самому и уметь «считывать» язык тела и микровыражения (отличная книга в помощь – «Наука общения» Ванессы Эдвардс).
  • Выстраивайте крепкие отношения, но не переходите грань, отделяющую от дружбы и панибратства. Если отношения основываются на уважении и поддержке, то преподавателю легче персонализировать учебный процесс, ведь он лучше знает своего студента – его истинные цели, сильные и слабые стороны, посторонние интересы и увлечения.
  • Будьте «в теме» – с профессиональной точки зрения. Используйте современные платформы и обучающие возможности, нестандартные подходы (блог Skyteach поможет ;). Но подключая игровые механики, песни и другие преподавательские «фишки», не забывайте о цели.

Успешный репетитор для ребенка

Константин Ефимов, психолог, руководитель отдела HR-асессоринга Skyeng:

«Часто бывает, что преподаватели, которые начинают заниматься репетиторством с детьми, сталкиваются с тем, что не могут это делать эффективно. А причина простая. Родители приводят детей на дополнительные занятия всего ради двух целей.

№1. «Чтобы оценки были хорошие»

Родитель хочет, чтобы ребенок, который занимается с репетитором, начал наконец получать нормальные оценки в том заведении, где он учится, – и родителю не приходилось ходить туда и краснеть. Исходя из цели и нужно подбирать материал. Мотивация же у ребенка вскоре появится сама – в виде спортивного (учебного) азарта, когда оценки начнут улучшаться, в школьные учителя – хвалить.

№2. Действительно изучение языка

Речь здесь об эмиграции, когда ребенок сталкивается с языком больше чем два раза в неделю в школе, – и нужно действительно изучить язык, а не улучшать оценки. Мотивации у самого ребенка под давлением обстоятельств здесь будет с избытком, а учебный материал может не совпадать со школьным.

Когда преподаватель слышит, что цели нет, а родитель произносит что-то в духе «на будущее», «в жизни пригодится», – то задача преподавателя эту цель придумать, «вытащить из рукава». Совсем без цели ребенок будет не мотивирован, а родитель не увидит результата, – и преподаватель скомпрометирует себя. Какой может быть цель? Например, «в ближайшую поездку в Турцию ваш ребенок сможет сделать это, это и это». Если ребенок очень мал, возьмите, например, программу развития Юнеско, согласуйте с родителями – и приступайте к работе над достижением». 

Вторая главная составляющая детского репетитора – умение поддерживать постоянный контакт, собирать обратную связь от того, кто оплачивает занятия и ставит задачи. И хотя ребенку должно на эмоциональном уровне нравиться обучение, необходимо в первую очередь «закрывать» потребности родителей.

***

Вместо заключения процитируем слова Томаса Каррузерса, служившего епископом Южной Каролины (США) в середине прошлого века: «A teacher is one who makes himself progressively unnecessary».

Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1.5K0 32

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×