Сложности при планировании уроков

Сложности при планировании уроков

План урока — важный маршрут, по которому учитель ведет своих учеников на уроке. В плане учитель расписывает этапы работы в логическом порядке и указывает время, которое он планирует потратить на тот или иной этап, а после проводит по нему урок, то есть воплощает план в жизнь. Также подробные планы просто необходимы в начале карьеры, дальше опыт позволяет отойти от подробных планов, заменив их краткими заметками (иногда даже на полях учебника). 

Столкнувшись с написанием плана, учитель может испытывать муки творчества – подбор темы, интересной для учащихся, поиск материалов по теме, организация заданий и так далее. На этапе реализации данного плана возникает множество сложностей связанных со временем, предполагаемым для каждого занятия. Сегодня мы хотим подробно остановиться на сложностях, с которыми преподаватели сталкиваются при планировании уроков, и помочь справиться с ними.

Цели урока

Цели урока – это первое, с чем вы должны определиться, когда начинаете планировать урок. Тема и материалы, которые вы подбираете, всегда должны соответствовать вашим целям. Если цель – развитие навыка письма в рамках написания эссе, то все этапы урока должны быть направлены на достижение этой цели. Но это не значит, что такой урок не может включать в себя задания на аудирование, чтение или практику устной речи. Это значит, что все эти этапы должны быть связаны с темой эссе и готовить к его написанию. Сначала можно обсудить возможные проблемы, связанные с темой, далее прочитать текст или посмотреть видео по этой же теме, чтобы помочь студентам найти больше идей, а далее связать аргументы и примеры в письменном высказывании. Так разные виды деятельности приведут к хорошему результату и облегчат “жизнь” учащимся.

Подбор подходящей темы

Часто мы просто полагаемся на материал учебника. Иногда пропускаем тему из-за того, что она “не зайдет” нашим студентам. Однако, пропустив какую-то тему, особенно грамматическую, мы рискуем оставить наших студентов без важных знаний и  умений эту тему применять. В этом случае будет лучше перенести необходимую грамматику/лексику на другой материал, тема которого будет близка учащимся. Здесь необходимо учитывать возрастную группу и интересы студентов. Вряд ли младшие школьники смогут обсуждать тему денег или семейных отношений, а вот мнением о  персонажах комиксов или своих хобби они с удовольствием поделятся.  

Подбор материала

При подборе текстов для чтения или прослушивания по интересам, будьте осторожны в выборе аутентичных материалов. Всегда проверяйте их на цензуру, наличие акцента (некоторые акценты очень сложны для понимания даже студентами с высоким уровнем), сложность лексических и грамматических единиц. 

Организуйте задания на подходящем студентам уровне: при детальном прослушивании анализируйте, какую информацию студенты смогут уловить, а какие детали не так важны для понимания, но чрезвычайно сложны для улавливания вашими студентами на данном уровне. Задания должны быть challenging, но не вызывать адских мук.

Анализ языкового материала

При планировании урока учитель также определяется с target language – грамматикой, лексикой или functional language, которую собирается ввести на уроке. При введении грамматики необходимо заранее подготовить:

  • объяснения для учеников, подходящие по уровню, 
  • контекст, с помощью которого значение языковых единиц будет наиболее ясен,
  • схемы и наглядные материалы для более легкого усвоения материала,

Стоит помнить, что при введении грамматики стоит придерживаться схемы “meaning-form-function”. 

А при введении лексики проверить:

  • произношение в словаре, 
  • значения, 
  • connotation, 
  • самые распространенные collocations, и.тд. 

В обоих случаях продумайте CCQs – вопросы, которые помогут проверить понимание материала студентами.

Возможные проблемы, которые могут возникнуть у студентов на уроке

При планировании урока учитель всегда должен предвосхищать проблемы, с которыми могут столкнуться студенты на уроке – кому-то может понадобиться больше времени (если у вас mixed-ability class, а скорее всего так и есть), кто-то может забыть учебник, техника может дать сбои, Интернет не захочет загружать видео и так далее. На каждый из этих случаев необходимо пробумать план Б, к которому вы сможете прибегнуть, не потеряв драгоценное время урока. Здесь можно продумать дополнительные здания для fast finishers или заранее продублировать видео на ноутбуке, предварительно скачав его. Продумывание таких мелочей помогает спасти урок.

Время

Пожалуй, самая большая проблема состоит в адекватной оценке времени, которое мы потратим на каждое задание. 

  1. Если ваш урок длятся 50/60/90 минут, не планируйте задания на все это время. Не забывайте, что несколько минут в начале и конце урока студенты потратят на разбор/сбор учебников, тетрадей и материалов. Таким образом, время эффективной работы снижается на 5-10 минут. Не планируйте ничего важного на первые и последние минуты. 
  2. Если в вашем плане есть какая-либо групповая работа от мозгового штурма до обсуждения, ни в коем случае не думайте, что ваши учащиеся уложатся в 1-3 минуты. Так не бывает – за это время они только с мыслями собрать и успеют, а говорить начнут минуте на третьей. Предполагайте 5-7 минут на задания типа обсуждений, и 3-4 на мозговой штурм. Совсем жесткий лимит времени можно давать лишь высоким уровнем, когда вы уверены, что у них будет достаточно идей в запасе.
  3. Предполагайте дополнительное время, если задание подразумевает перестановку мебели, перемещений по классу и общение не с одним партнером, а несколькими. Здесь всегда время будет потеряно на сами физические перемещения, но это не значит, что время будет потеряно впустую.
  4. При чтении текста или аудировании оставьте пару дополнительных минут для обсуждения текста. Здесь можно обсудить мнение о прочитанном/прослушанном, сложные слова или задать пару дополнительных вопросов на понимание материала.

Домашнее задание

Не забывайте и то, что домашнее задание не достаточно указать на доске, его следует объяснить и это тоже требует времени. Убедитесь, что студенты записали задание и точно знают, что от них требуется. О том, как выжать все из домашних заданий и сделать их по-настоящему интересными для студентов читайте здесь

У каждого преподавателя найдется что добавить к этому списку, в этом нет сомнений. Поделитесь своими наблюдениями в комментариях.


Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    6480 22

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×