Advancing Vocabulary Learning and Teaching

Advancing Vocabulary Learning and Teaching

Лето — прекрасная пора для учителей отдохнуть от учеников и заняться профессиональным саморазвитием. Мы не могли пропустить замечательный вебинар Полины Кордик, специалиста в сфере ELT, посвященный ключевым стратегиям изучения слов и расширению словарного запаса. Подробнее о вебинаре здесь

Сегодня хотим поделиться несколькими takeaways из первой части вебинара. 

  1. Студентам высоких уровней недостаточно просто понимать значение слова. Для успешного использования лексики, необходимо знать три компонента: form (spoken and written), use (grammatical functions, collocations and constrains of use) and meaning. Многие учителя больше внимания уделяют последнему компоненту, но важно равномерно прорабатывать каждый из них. Чтобы студенты лучше запоминали слова, Полина предлагает обратится к теории “Levels of processing hypothesis”, в которой говорится: “The more cognitive energy a person uses when thinking about the word and manipulating it, the more likely it is that they will be able to recall and use it later”. На вебинаре Полина подробно рассказала, какие задания стоит выбирать и как изменить уже существующие в учебнике задания, чтобы студенты лучше проработали лексику. 
  2. Секретами к долгому запоминанию и продуктивному использованию лексики являются три аспекта:

– noticing. Richard Schmidt писал “People learn about the things they attend to

and do not learn much about the things they do not attend to.” Наш мозг построен таким образом, что когда мы обращаем внимание на определенную лексику сами, мы начинает замечать ее везде и намного лучше запоминают. Как именно эта техника работает Полина подробно рассказала в вебинаре. 

  • retrieval. Retrival происходит, когда мы видим или слышим слово, “достаем” его из памяти и вспоминаем его значение, либо когда мы хотим сказать/написать что-то, вспоминаем слово и воспроизводим его. Чем больше студенты будут выполнять заданий на соединение значения и формы, тем быстрее они в дальнейшем будут вспоминать необходимую лексику. Подробнее о retrieval Полина рассказывает во второй части вебинара. Если прошло больше месяца с последнего “замечания” слова, вероятность того, что мы не вспомним значение слова очень высокая, поэтому без постоянной практики, язык, к сожалению, забывается. Что же помогает не забывать новые слова? Наши знания по данной теме, важность лексики (например, если эта лексика требуется для использования на работе, мы ее запомним намного лучше), индивидуальные различия (возраст, тип памяти, мотивация и т.д.), повторение и retrival. 
  • creative use, когда студенты встречают слово второй раз в другом другом контексте, в другом значение (core meaning + metaphorical meaning)3. Вернемся к пункту 1. Важно учить не только слова, но и изучать больше про эти слова, например, коннотацию, частотность использования, примеры использования, произношение и т.д. Все это можно найти в словарям, corpora и semi-corpora.

Longman: examples, collocations, thesaurus

www.ldoceonline.com 

Cambridge: Russian translation, CEFR alignment

www.dictionary.cambridge.org 

Macmillan: frequency, examples

www.macmillandictionary.com 

Collins: definitions, frequency, video pronunciation

www.collinsdictionary.com 

Oxford: examples, collocations, frequency

www.oxfordlearnersdictionaries.com

1000 online dictionaries in one: www.onelook.com 

User-friendly corpus JustTheWord: http://www.just-the-word.com/ 

Sentence search engine with contextualised examples taken from reliable sources LudwigGuru: https://ludwig.guru/ 

British National Corpus/BNC: www.english-corpora.org/bnc/ 

Corpus of Contemporary American English/COCA: www.english-corpora.org/coca/ 

Инструкция о том, как пользоваться этими ресурсами, будет выслана вместе с записями вебинара. 

4. Правила составления хороших лексических словарей: 

  • выписывайте слова в контексте;
  • выписывайте устойчивые словосочетания, примеры использования, грамматическую форму,  произношение;
  • организуйте слова по темам, а не в алфавитном порядке

Чтобы сделать процесс изучения слов эффективнее, организуйте изученные слова и в другой формат, например, mindmaps, word trees, диаграммы, collocation octopus, collocation forks