Team-teaching с подростками

Team-teaching с подростками

Что такое team teaching (он же co-teaching или collaborative teaching)? 

Существует несколько определений, но простым языком можно сказать, что это форма обучения, при которой с одной группой студентов работает два и более преподавателя. Эта система используется в некоторых американских школах с 1954 года, а также в прогрессивных школах Финляндии и Южной Кореи. В этой статье рассмотрим основные элементы, плюсы и минусы данного метода и как его можно использовать в обычном классе.

Основные элементы подхода:

  • совместное планирование: заранее определяются темы уроков, задания и их порядок проведения
  • распределение ролей и обязанностей каждого преподавателя
  • установление общих правил в классе, общей системы поощрения
  • осознание общей ответственности
  • гибкий подход к преподнесению материала
  • внимание к нуждам и особенностям конкретной группы

Выделяют 6 основных подходов в данном методе:

а) один преподаватель учит, второй наблюдает

Полезно в начале работы с новым классом или время от времени для того, чтобы посмотреть со стороны на вовлеченность всего класса, работу отдельных студентов.

б) один преподаватель учит, второй помогает и ходит по классу

Актуально при презентации Target Language либо работе с навыками чтения, письма, аудирования в группах с разной динамикой.

в) параллельное обучение (класс делится на 2 группы, при этом они продолжают находиться в одном пространстве, например, в одной комнате, и каждый преподаватель преподносит один и тот же материал в своей группе)

Логично применять при отработке навыков говорения, обсуждениях, когда у каждого участника появляется больше возможности высказаться.

г) два преподавателя вместе преподносят материал и ведут урок на равных одновременно.

Один из самых сложных подходов, потому что требует наибольшей слаженности и договоренности между преподавателями. Например, во время презентации, один из преподавателей может больше взаимодействовать со студентами, в то время как другой акцентировать грамматические структуры на доске, новые слова. 

д) “по станциям” (класс делится на 2 группы, преподаватели берут разную тему или часть темы и преподносят ее своей группе, потом группы меняются в течение одного занятия)

е) “альтернатива” часть класса выполняют одни инструкции, с другой частью класса работает учитель и, например, повторяет материал.

Актуально при инклюзивном обучении, либо опять же работа с группами разной динамики, когда может потребоваться чуть больше времени для усвоения и применения определенного материала, инструкций при работе с заданиями.

Примеры данных 6 подходов можно посмотреть здесь.

Плюсы:

  • более “живые” динамичные занятия, разнообразие заданий

Каждому преподавателю присущи своя индивидуальность, свой подход к ведению занятий, поэтому работа двух преподавателей, несомненно, обогащает урок, делает его более разнообразным.

  • развивается гибкость межличностного взаимодействия, нарабатывается опыт работы в команде

Преподаватели учатся лучше взаимодействовать между собой, быстрее реагировать и понимать друг друга, студенты учатся строить успешные коммуникационные линии, наблюдая за преподавателями на уроке.

  • возможность большего внимания студентам и большее участие студентов

Именно подход co-teaching помогает системе образования быстро и естественно реагировать на нужды большего количества учащихся в классе

  • хороший способ ввода новых преподавателей

Работа нового сотрудника в паре с уже более опытным поможет начинающему преподавателю чувствовать себя более уверенно, не бояться совершить ошибку. Опытный же преподаватель получает возможность реализовать свои навыки коучинга и введение в материал, корректировки. 

Возможные минусы:

  • дополнительное время на планирование, обсуждение и обратную связь на регулярной основе

Основой эффективности co-teaching является корректировка программы под особенности группы, поэтому реализация этого подхода возможна только при тесном и частом взаимодействии преподавателей, что нередко требует большого количества времени.

  • межличностное взаимодействие

Ничто человеческое нам не чуждо, поэтому может возникнуть личная неприязнь между преподавателями как людьми, либо непринятие другого подхода.

  • отставание по программе ввиду слишком “живых” и динамичных занятий

Применяя различные новые и интересные подходы, фокусируясь на нуждах и потребностях данного класса существует вероятность, что преподаватели могут “заиграться” и начать отставать от программы.

  • необходимость большего количества время на выработку и апробирование стратегии

Каждый класс и работа двух конкретных преподавателей уникальны, поэтому нельзя заранее угадать, что хорошо сработает с одними учениками, а что нет.

  • вопрос финансовых компенсаций 

С одной стороны, преподаватели больше времени тратят на подготовку, с другой стороны, ведут меньше часов каждый.

Как и когда можно использовать элементы team teaching на своих уроках?

К сожалению, один преподаватель вряд ли сможет повлиять на систему обучения, практикуемую в его учебном заведении, если система co-teaching в нем не принята.  Однако, некоторые элементы данного подхода все-таки можно ввести, а может вы уже из применяете, сами того не осознавая: 

а) Тематические уроки  (например, посвященные праздникам St Valentine’s day, Halloween party, Easter, Christmas либо Quiz Night, Cooking Class или любое другое тематическое мероприятие).

При проведении такого мероприятия два и более преподавателя могут попробовать один или несколько подходов в течение урока и сами оценить плюсы и минусы co-teaching. Для этого они объединяют свои группы и решают вместе провести занятие. Основа основ – предварительное планирование и подготовка с тщательным распределением ролей.

б) Серия тематических уроков (практикуется в проектах английского городского лагеря или так называемой “британской школы”).

в) Посещения уроков коллег (можно договориться о какой-то периодичности посещения с последующим обсуждением и обратной связью, насколько были студенты вовлечены, чтобы преподаватель посоветовал из своего опыта, что лучше сработало на уроке и т. д.)

Стоит ли попробовать?

Однозначно, стоит. Да, с одной стороны, это больше времени на планирование и подготовку, но, вместе с этим, это и больше живого общения с коллегами, больше идей и места для творчества, больше нестандартных подходов в обучении. Это возможность превратить рутинные занятия как для обучающихся, так и для преподавателей, в более увлекательное и эффективное действие. 


Мария Нифонтова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    2110 23

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×