8 вещей, которые преподаватель может сделать, чтобы его студент был успешен в учебе

8 вещей, которые преподаватель может сделать, чтобы его студент был успешен в учебе

В жизни есть вещи, которые мы не можем изменить, ситуации, на которые у нас слишком слабый рычаг влияния. Одной из таких «вещей» являются наши студенты: их отношение к предмету, подход к учебе, степень ответственности и, в конечном итоге, их успех, результативность. 

Можно с этим смириться, пообещать себе не расстраиваться в случае неудач и выучить наизусть мантру «моя хата с краю». Но можно поискать подходы к преподаванию, нюансы поведения, которые могут студенту помочь. Мы нашли – и решили поделиться. Итак, что преподаватель может сделать, чтобы его студент был успешен в учебе?

Возлагайте большие надежды

Ставьте перед студентом не «безнадежно-невыполнимые», но амбициозные цели. Они «запустят» сразу два психологических механизма.

  1. Подсознательно студент воспримет серьезные ожидания со стороны учителя как похвалу себе, высокое мнение о своих способностях и поддержку в начинаниях (как в рекламе L’Oreal – «ведь я этого достоин»).
  2. Даже если цели не будут полностью достигнуты, студент все равно продвинется дальше, чем сам от себя ожидает. Так уж устроена «ленивая» человеческая природа: поставьте цель пройти 500 м – пройдете и остановитесь. Поставьте цель пройти 5 км – будете шагать упорнее и пройдете 2-3 км (что уже в разы больше, чем 500 м).

Иногда можно предлагать на занятиях задания, чуть более сложные, чем комфортны ученику. При этом полезно упоминать, что требуется высокий уровень знаний, чтобы с ними справиться. И, конечно, хвалить с формулировкой «я знала, что у вас получится». Смахивает на манипуляцию? Нет, это использование эффективных приемов НЛП.

Практикуйте 5-минутки и другие микро-ритуалы

Начинайте занятие и завершайте его одними и теми же «рутинными» 5-минутками: заданиями, которые настраивают на занятие перед его началом – или закрепляют полученные знания по окончании.

Привычные действия нормализуют отношение студента к учебе, выравнивают настроение, помогают «включиться» в процесс изучения языка (или правильно из него «выключиться»). Благодаря 5-минутной рутине студент на занятии более собранный и дисциплинированный – что не может не сказаться на его знаниях и результатах.

Постоянно растите в профессии

Обучаясь новым методикам на вебинарах, в преподавательских сообществах, по материалам сайтов и книг, вы становитесь профессионалом более высокого уровня – и предлагаете новые задания, постоянно подогревая интерес студентов к изучению языка. Кроме того, по мере накопления опыта сам процесс преподавания может незаметно стать для вас монотонным (попросту скучным): вы потеряете драйв и вдохновение – а студенты это быстро «считывают». 

Постоянное самообучение и общение с опытными профессионалами подогревает ваш интерес к профессии, поднимает самооценку, вдохновляет. А вдохновение заразно – в хорошем смысле.

Относитесь к занятиям с юмором

Мы не ставим знак равенства между юмором и безразличием, но в контексте преподавания, передачи новых знаний здоровая самокритичность в отношении всего, что делаете, нежелание принимать себя чересчур всерьез положительно отразится на ваших отношениях со студентом.

Есть и другой аспект: спросите любого школьника или студента вуза – кто из учителей или преподавателей нравится им больше всего? Скорее всего, они назовут того, кто вызывает у них позитивные эмоции, заставляет смеяться и часть улыбаться, шутит не только о предмете, но и о себе. А доброе отношение студента к преподавателю – пусть не залог, но катализатор успешного взаимодействия на занятии и хорошего учебного результата.

Развивайте у студента критическое мышление

Примечание: если студент старше 15 лет – критическое мышление в каком-то виде у него уже есть, так что подключайте этот полезный инструмент к делу.

Использование критического мышления включает несколько этапов:

  • применение новых знаний (копирование),
  • анализ, 
  • оценка,
  • синтез (ранее неизвестных выводов из имеющейся информации).

Проще говоря, не подносите студенту на блюдечке всю(!) информацию, чаще задавайте вопрос what if. Научившись критическому мышлению (или привыкнув его активно использовать), студент со временем придет к самостоятельному и более осознанному варианту обучения, что резко подтолкнет его в сторону результата.

Позволяйте студенту ошибаться

В большинстве случаев провалы, неудачи, ошибки – это возможности чему-то научиться, вырасти, стать лучше и усовершенствовать навыки. Но культура «успешного успеха» вынуждает забыть эту истину, о которой еще древнегреческие философы говорили. 

В процессе изучения иностранного языка совершенно невозможно всегда и всё делать правильно – даже вундеркинд подтвердит (правда, придется найти такого…) Если студент совершил ошибку, не спешите утешать его или вносить исправления, позвольте «посмаковать» момент и ситуацию, почувствовать если не жгучее желание в следующий раз сделать правильно, то удивление и легкий укол самолюбию. Такие «уколы» станут отличным стимулом двигаться к цели быстрее и прилагать больше усилий, только не позволяйте студенту перегибать палку с самобичеванием (см. первый пункт этого списка).

Установите контакт с decision-maker

Этот совет особенно актуален при работе с детьми. Редки случаи, когда именно ребенок принимает осознанное решение изучать английский язык (и уж точно не он оплачивает занятия). Эту ответственность берет на себя decision-maker, значимый взрослый: мама, папа, бабушка. Установите хорошие отношения с этим человеком – достаточные, чтобы в момент учебного «застоя» подключить их к мотивированию ученика.

Впрочем, у взрослых тоже есть decision-makers: это может быть супруг, который поддерживает, вдохновляет и отправляет выполнять домашние задания вместо готовки ужина. По возможности выясните, кто этот «значимый» взрослый, – и будьте с ним на связи.

Проявляйте неравнодушие

Не обязательно на уровне слов, но на уровне мимики (микровыражений), жестов и языка тела студент должен чувствовать, что вы рады ему, рады быть на уроке, рады заниматься любимым делом. 

Совет кажется очевидным, но в процессе занятий, не всегда удачных и «идеальных», у нас вырабатывается интуитивное мнение о том, как сложится дальнейшая учебная судьба студента – и не всегда удается это мнение (порой скептическое) скрыть. Если студент почувствует, что вы не верите в него, – он перестанет стараться. И ни одного слова не прозвучит вслух. Наша задача – этого избежать, поэтому отключайте шаблонное мышление, ищите новые пути «пробиться» к студенту в голову и не отчаивайтесь на его счет.

Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    5040 11

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×