С конца апреля учителя английского языка хватались за голову и не знали, чего ждать. Всему виной стала опубликованная на официальном сайте ФИПИ перспективная модель ОГЭ 2020 года по английскому языку. Мы подробно разбирали ее в этой статье. Все изменения как гипотетические, так и реальные всегда связаны лишь с тем, что учащиеся начинают справляться с экзаменом лучше, а это значит, что его функция утрачивает свою силу. Ведь цель ОГЭ и ЕГЭ — дифференцировать учащихся: именно результаты экзаменов покажут стоит ли учащимся переходить в класс с углубленным изучением предмета или поступать в институт, связанный с языками, или же стоит обратить внимание на другие предметы.
Чего боялись?
Напомним кратко, что в соответствии с проектом планировалось изменение части аудирования и введение интегрированных заданий. Предполагалось, что учащиеся должны написать краткое изложение 90-120 слов на основе прослушанного текста и заполненной таблицы. Учителя совершенно не понимали, каким образом, опираясь только на таблицу, можно было написать указанный объем текста. Другим новшеством должно было быть письменное высказывание по теме, затронутой в прослушанном тексте. Здесь предполагалось написать 3-4 предложения. Критерии оценивания обоих заданий вызывали множество вопросов.
Данные предлагаемые изменения направлены на создание более интегрированного экзамена, где все навыки взаимосвязаны — то есть модель предполагала более жизненно-ориентированный формат экзамена, что не кажется такой уж плохой идеей. Ведь в реальной жизни различные виды речевой деятельности постоянно взаимодействуют: мы читаем, слушаем, обсуждаем и публикуем свои мысли от услышанного и увиденного в тех же соцсетях. Опирается перспективная модель на ФГОС, по которому и учились те, кто в этом учебном году будут сдавать ОГЭ.
Однако, вопреки всем страхам хоть формат экзамена и изменился, изменения эти не вызывают особых проблем. А каждый из навыков — аудирование, чтение, письмо, говорение — проверяются отдельно.
Что теперь?
- Аудирование осталось без каких-либо изменений. Здесь как и прежде 3 задания: соотнести говорящего и место действия (4 балла), соотнести говорящего и тему высказывания (5 баллов), выбрать правильный ответ на вопрос к длинному диалогу (6 баллов). Таким образом аудирование дает как и в прошлом году 15 баллов.
- Чтение претерпело незначительные изменения. Задания по сути остались прежними. Так в задании на соотнесение заголовки превратились в вопросы и необходимо определить, в каком из шести письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос), а количество уменьшилось на 1 — это задание теперь может принести 6 баллов. Во втором задании уменьшен объем текста, а также вместо восьми утверждений (верно/неверно/в тексте не сказано) теперь семь. За чтение теперь максимально можно получить 13 баллов.
- Грамматика и лексика остались без изменений: 9 заданий на проверку грамматики и 6 на проверку навыков словообразования. Всего ценность этой части — 15 баллов.
- Письменная часть осталась без изменений — письмо другу, которое максимально может дать 10 баллов.
- Устная часть изменилась только в последнем задании. Первое, что необходимо сделать учащимся — прочитать предложенный текст вслух (2 балла), далее — ответить на вопросы автоинформатора (6 баллов). В третьей части учащиеся высказываются на предложенную тему по плану — в плане теперь не три пункта, а четыре. В демоверсии предлагается выразить свое мнение по заданной теме, но будет ли такой вопрос во всех КИМах не уточняется. Максимальное количество баллов за это задание, однако, не изменилось (7 баллов).
- Максимальное количество баллов теперь составляет — 68 вместо 70-ти баллов прошлого года.
Таким образом, страхи многих преподавателей утихли, с критериями все ясно, с форматом вроде бы тоже. Говорят, что радикально измененная перспективная модель, которую все боялись, — это формат, к которому стремится ОГЭ. Однако, все изменения будут проходить постепенно, не в один год. А это даст возможность адаптироваться как учащимся, так и преподавателям.
Изменилось ли что-либо в формате ЕГЭ?
Добрый день, в ЕГЭ только усложнились задания с множественным выбором в разделе лексика и грамматика, как говорит спецификация 2020. Однако, посмотрев демоверсию, усложнения мы не заметили.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, официальный источник, в котором говорится, что изменения будут в таком формате. Дело в том, что в Петербурге уже в нескольких районах методисты подтвердили изменения на основе перспективной модели.
Спасибо!
Добрый день, на сайте ФИПИ были выложены новые проекты 2020 года в конце августа. Именно на этих материалах и основывается статья.
Как мы понимаем, проект с изложением пока принят в долгосрочной перспективе с постепенными изменениями в формате, сразу формат не планируют радикально менять. Мы ориентируемся на материалы сайта ФИПИ. Здесь Вы можете посмотреть модели 2020 года более детально — http://fipi.ru/about/news/proekty-kim-gia-2020-goda
А есть ли информация по поводу обязательного экзамена по английскому после 9 класса? Сейчас английский — это экзамен по выбору. Ходят слухи, что его сделают\сделали обязательным?
Добрый день, насколько нам известно, в этом году английский так и остается экзаменом по выбору. Если мы узнаем что-то еще, сразу напишем об этом.