Это громкое слово «ответственность»! Еще со школы мы помним, что 15 букв отлично помогают в учебе. И если натянуть ответственность на себя, как строгий жакет или серьёзную маску, – возможно, то заставить или уговорить другого человека помнить об ответственности – настоящий талант.
Те, кто обладают таким талантом, подскажут, что главное здесь – отсутствие принуждения, манипулирования и отказ от микроменеджмента. Пытаясь контролировать другого человека в мелочах, мы лишь убиваем в нем желание с нами общаться.
Как же быть? Ответ на поверхности: нужно обеспечить «объект» (в нашем случае – студента) структурой: рутиной, инструментами, которые и без нашего участия помогут ответственнее относиться к изучению английского языка.
Responsibility, accountability, ответственность…
Прежде чем перейдём к полезным инструментам для «повышения градуса ответственности», разберёмся с терминологией. Ответственность – это про локус контроля, то есть действия и обстоятельства в нашей жизни, за которые мы готовы отвечать. Для самопроверки подойдет тест Роттера/Бланк – предложите «безответственному» студенту его пройти (пусть получит объективную оценку со стороны).
А если перейти от теории к практике, то ответственный студент – это тот, который:
- не ищет и не использует оправдания, если что-то не сделал,
- не жалуется, если что-то не получается,
- не опаздывает на занятия и не отменяет их без веских причин,
- не прокрастинирует (или делает это продуктивно).
С этими четырьмя «не» и предстоит бороться теми инструментами, о которых мы расскажем ниже. Поехали!
Примечание: окончательных приговоров не выносим, неоспоримых инструкций не даём, названия приводим от случая к случаю. Получив направление для поиска, вы и без посторонней помощи выберете оптимальный инструмент – для себя или вашего студента.
Календари
В наше время уже как-то неловко советовать завести бумажный ежедневник, органайзер или даже разлинованный собственноручно альбомный лист с «окошками» для важных дел – таких, как занятие по английскому языку или подготовка к нему.
Google-календарь или календарь на Mail.ru синхронизируются на всех устройствах, к тому же имеют удобную опцию импорта задач из почты и других программ / приложений. Специализированные календари-приложения конкурируют с «классикой», предлагая красивое оформление и давая шанс проявить индивидуальность.
Впрочем, для многих самым действенным способом не забывать о встрече остается запись о ней от руки. Ежедневник покупать не обязательно, можно, например, скачать календарь-планировщик в удобном формате.
Task-менеджеры
Они, может, и банальны, но работают. Достаточно заносить туда все задачи и настраивать напоминания или push-уведомления (если речь о цифровых вариантах). Совершенно не важно, что именно выберет ваш студент, – Asana, Wunderlist, ToDoist, Trello или что-то другое. Главное, что ответственности за изучение английского прибавится.
Таймеры
Когда-то давно автор этой статьи училась играть на фортепиано. Музыку она любила, фортепьяно тоже, преподавателя боготворила. А вот домашнее задание делать не любила совсем. Проблему решил отец: он заводил будильник ровно на час вперед и садился неподалеку читать газету. С фугами и прелюдиями ситуация наладилась.
Если студенту хватает мотивации, но не хватает усидчивости для достаточно качественного выполнения домашнего задания, его выручит таймер. Одним помогает обычный, кухонный, с тихим «тиканьем», других устраивают приложения на смартфоне – с возможностью настроить название и прочие «фишки».
Чек-листы
Многим из нас психологически легче проявлять ответственность, поедая слона маленькими кусочками. Разделать такую «тушку» помогут чек-листы. Предложите студенту (или даже помогите на занятии) разложить изучение английского на ежедневные задачи, а затем подберите инструмент для «проставления галочек». Нет более приятного чувства, чем поставить жирную галочку – да что там, несколько раз зачеркнуть! – пункт списка, который ты сегодня осилил.
Чек-лист можно написать от руки, можно найти и скачать готовый, а можно составить в специальном онлайн-конструкторе.
Трекеры привычек
Нашу жизнь формируют не только (и не столько) осознанные, волевые решения, но и привычки, не всегда полезные. Чтобы ответственно относиться к занятиям английским языком, достаточно выработать в себе несколько устойчивых привычек, которые приближают к цели или просто дисциплинируют.
Чтобы отслеживать прогресс, можно скачать приложения – трекеры привычек (достаточно набрать слово «привычки» в поиске в PlayMarket или AppStore). Многим же привычнее бнее отмечать выполненные действия на бумаге. Для этого есть удобные шаблоны, собственный трекер тоже можно придумать.
Взаимные обязательства
Этот инструмент, скорее, психологический, – но очень эффективный. Посоветуйте студенту найти соратника / компаньона / единомышленника и договориться с ним о взаимном коучинге.
Совсем не обязательно, чтобы «напарник» тоже изучал английский. Он может мечтать похудеть, отказаться от кофе или медитировать по утрам. Главное, чтобы у него тоже была цель. Остается лишь раздробить задачи и проверять друг у друга их выполнение. Процесс заметно оживится, если добавить «материальный» компонент – например, ставки.
У принципа взаимных обязательств есть цифровые «воплощения», например, приложение DuoLingo, в котором можно подписаться друг на друга, соревноваться по количеству XP, участвовать в рейтингах и проч. Популярно и приложение SlackK – в котором можно поставить любую цель и оговорить ставку, которая сгорит, если цель не будет достигнута.
Тираны и «запретители»
Если делать задание по английскому «надо», а проверить ленту в соцсетях «очень хочется», то иногда побеждает второе. Чтобы такого не случилось, можно установить:
- приложения типа Anti-Social – которые запретят посещение соцсетей,
- любые приложения для самоконтроля – которые вообще ничего не дадут делать, кроме того, что делать «нужно»,
- приложения типа Forest – в которых ты «убиваешь» дерево, если прикасаешься к смартфону и отвлекаешься от своих «важных» задач.
Приложения для достижения целей
Goal Tracker, HabitHub и другие – это целые смарт-системы, в которых можно разложить цель на составляющие, отслеживать выполнение каждой, делиться успехами и много другое.
К сожалению, подобными приложениями увлекаются перфекционисты, отличники, педанты и в целом дисциплинированные люди. А студенты, у которых ответственность хромает, ими в принципе не интересуются. Но попробовать стоит.
Дневники
Ведение дневника помогает развивать осознанность – а именно она является основной для ответственности перед самими собой. Когда мы обвиняем других людей и обстоятельства в своих ошибках и неудачах, мы снимаем с себя ответственность за то, чтобы с этими ошибками и неудачами справляться.
Дневники – достижений, неудач, благодарности, а также опросники (такие, как эти) и даже утренний фрирайтинг – отличный способ «вернуться к себе», а заодно и к достижению своих целей в изучении английского языка.
Thank you very much, a very useful material.