Психологические трюки, которые помогут вашим студентам учить английский язык

Психологические трюки, которые помогут вашим студентам учить английский язык

Издавна люди верят в некое «волшебство», которое способно помочь им в любых начинаниях. Сначала это были шаманы, Мерлин, философский камень, заклинания, золотые рыбки и волшебные палочки, теперь – экстрасенсы и лайфхаки. Впрочем, репутация последних пока не испорчена, ведь большинство из них используют потенциал и возможности, заложенные в самом человеке, – как бы магически это ни выглядело.

Расскажем об особенностях нашего мозга и психики, которые помогают в освоении новых знаний, в том числе в изучении английского. У некоторых есть «красивые / умные» названия, другие просто есть. Главное же, что все работают.

«Притворись учителем», или эффект доктора Нестожко

(Название несуществующее, можете предложить свое.) Исследователи-теоретики и преподаватели-практики давно подметили, что нет более эффективной обучающей игры, чем игра в «школу / учителя». Студент, который пытается поставить себя на место педагога и объясняет учебный материал любому другому человеку, усваивает знания гораздо лучше.

Впрочем, доктор психологии Джон Нестожко из Вашингтонского университета (Сент-Луис, США) обнаружил, что можно просто притвориться преподавателем – и даже не проводить настоящее занятие. Студенту достаточно представить, что он готовится к уроку, например, с первоклассниками, – чтобы его модель восприятия изменилась. Ключевые моменты учебного материала сразу выйдут на первый план, а разрозненные идеи сами себя начнут организовывать во внятную структуру.

Что с этим делать: Предложите студенту провести мини-урок с 8-летним племянником. Или пусть просто представит себя преподавателем и продумает план «ненастоящего» занятия, который помог бы объяснить этому племяннику сложную учебную тему.

«Эффект изоляции», или эффект фон Ресторфф

(Название реально существующее.) В длинной череде однородных событий мы запоминаем то, которое выделяется. Этот эффект обнаружила еще в начале прошлого века немецкий психиатр Хедвиг фон Ресторфф. Причем «работает» он и со зрительной, и со слуховой памятью. Вполне вероятно, что с обонятельной и осязательной тоже проявляется, но эти каналы восприятия реже применяются в обучении.

Например, если дома мы составили длинный список покупок, то в магазине перед глазами первым всплывет тот пункт, который был выделен маркером или написан другим шрифтом (например, только заглавными буквами).

Что с этим делать: Предложите студенту время от времени готовиться к важным экзаменам и другим «контрольным точкам» в непривычном для него месте. Или пусть выделяет маркером слова и фразы, которые хочет запомнить. Или составляет списки слов для запоминания таким образом, чтобы самое сложное выделялось на фоне остальных (даже по смыслу, не обязательно визуально). Можно также произносить слова и фразы вслух громче обычного, а лучше – пропевать.

Эффект коротких промежутков, или «метод помидорки»

(Второй вариант названия общеизвестен и популярен.) Суть эффекта в том, что учебный героизм еще никому не помогал: уже спустя 50 минут голова практически «отключается», и любые усилия по запоминания и заучиванию становятся напрасными. При этом отрезки времени короче, чем 30 минут, тоже неэффективны при обучении, ведь даже на то, чтобы настроиться на получение знаний разным по темпераменту студентам требуется от 5 до 15 минут.

«Помидорным» метод называется потому, что удобно его реализовывать с помощью кухонного таймера – а их часто производят в виде помидора или яблока.

Что с этим делать: Не поощряйте трудоголизм и героизм. Предложите студенту опытным путем определить, какой промежуток времени в диапазоне от 30 до 50 минут вводит его в состояние «учебного потока» – и настаивайте на коротких перерывах в 5-10 минут.

Метод Зейгарник, или эффект незавершенного действия

(Название реально существующее.) Мы склонны запоминать информацию лучше, если остается ощущение незавершенности. Задачи, которые не выполнены, мы помним лучше, чем те, которые успешно «закрыли». Действия, которые не доделали, гнетут нас сильнее, чем совершённые (даже если совершили нечто, по поводу чего есть повод краснеть).

Эффект был обнаружен психологом русского происхождения Блюмой Зейгарник и, в основном, применяется в психотерапии / гештальт-терапии, но почему бы не задействовать эту особенность человеческого восприятия в обучении английскому языку?

Что с этим делать: Разбивайте сложные, объемные темы на более удобоваримые куски – и предупреждайте студентов, что «продолжение следует» (тема не завершена). Даже достигая поставленных целей, не формулируйте их как выполненные и завершенные, не позволяйте студенту останавливаться (психологически) на достигнутом. Экзамен сдан? Прекрасно! Теперь нужно сохранить полученные знания, продолжая смотреть сериалы, повторяя лексику с помощью приложений и т.д. Кстати, тем и эффективно задействовать просмотр сериалов в обучении – ведь в одной серии сюжет полностью не раскрывается.

«Эффект ручки и блокнота», или эффект Мюллера-Оппенхаймера

(Название несуществующее, можете предложить свое.) Что написано пером, то усваивается и запоминается лучше. Исследователи из Принстонского университета обратили внимание, что всё больше студентов приходили на занятия с лэптопами, и хорошо если печатали лекции под диктовку. Некоторые «оптимизаторы» еще и диктофоны встроенные включали. При этом больше всего информации запоминалось в том случае, если ноутбук студент принести поленился и конспектировал лекцию в «олдскульном» блокноте обычной ручкой.

Что с этим делать: если уж не писать, так зарисовывать. Платформа Skyeng общеизвестна своей технологичностью, современностью – и за этим многие студенты к нам приходят. Так что если предложение записать правило воспринимается «в штыки», пусть студент его «зарисует». Можно задействовать и преимущества техники mind-mapping: не умеешь / не хочешь рисовать – придумай схему, понятную даже первокласснику.

Эффект проактивного и реактивного торможения, или метод Штирлица

(Название эффекта вполне научное, метода – уже фольклорное.) Мы лучше запоминаем то, что ближе к началу или к концу – не важно, книги, выступления или рекламного ролика. Исследования, посвященные этой теме, появились еще в конце 19 века, а на практике результатами пользуются, чаще всего, политики, стендаперы / комики и преподаватели.

Что с этим делать: Составляйте занятие так, чтобы все самое важное или сложное выпадало на начало или конец. Чему отдавать предпочтение – началу или концу – с каждым студентом придется определить опытным путем, ведь одни из нас постепенно теряют концентрацию и мотивацию, а других пугают сложные задачи, если столкнуться с ними, еще не успев «раскачаться».

Эффект «учебного сна»

(Название несуществующее, можете предложить свое.) Психологи из Университета Лиона (Франция) подметили, что знания лучше усваиваются, если «принимать» их утром и вечером, а точнее – сначала вечером, потом утром, не забывая в промежутке поспать. Мозг обрабатывает полученную информацию во сне, а утреннее «закрепление» не дает ей уйти в ту часть памяти, которую всем знакома под кодовым названием «знаю / слышал / помню, но сказать не могу».

Что с этим делать: По возможности назначайте занятия со студентами на вечернее время и побуждайте их повторять изученное на следующий день с утра пораньше. Если же занятия утренние – предложите ввести в расписание студента получасовой дневной сон.

Перечислим другие подсказки, трюки и эффекты, основанные на устройстве нашей психики, которые можно задействовать в процессе изучения английского или обучения языку. Список длинный: надеемся, поле для экспериментов вас вдохновит 😉

  • Эффект аудитории (некоторые люди лучше работают и учатся «на виду», на публике)
  • Эффект запоминания психоконтекста (вспомнить информацию проще, находясь в таком же психологическом состоянии, как и во время получения этой информации)
  • Эффект смены (запоминать что-то легче, если менять и чередовать способы запоминания)
  • Эффект харизмы (чем харизматичнее преподаватель, тем лучше студент усваивает учебную информацию)
  • Эффект комбинирования (проще запоминать информацию, если объединять разрозненные ее порции во что-то общее)
  • Эффект завышения ценности (чем больше усилий вложено в изучение и запоминание, тем сильнее кажется, что знаешь и усвоил хорошо)
  • Эффект генерации (лучше всего запоминается то, что сам придумал)
  • Парадокс выбора (чем шире выбор – тем сложнее его сделать)
  • Принцип первоочередности (больше доверия в той информации, которая получена раньше)
  • Эффект «не-резиновой» памяти (за один подход человек способен усвоить и/или запомнить не более 7 +/- 2 единиц информации)


Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1.6K8 29

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×