Можно составлять длинные списки о том, что такое успешный успех в профессии, и как поставить себе диагноз «всё получилось». А можно прислушаться к тому, что обсуждают между собой студенты, и по каким критериям – возможно, субъективным, нерациональным и даже в чем-то «неправильным», – они присуждают преподавателям квалификацию 80-го уровня.

К чему быть суперпреподавателем «в вакууме»? Мы растем и развиваемся в профессии ради того, чтобы наши студенты достигали своих целей. Так, американские исследователи выяснили, что именно отличный преподаватель – основная причина учебных достижений своих студентов, а оборудование, качество учебных материалов и другие организационные моменты вторичны.

Если же заглянуть в будущее, то выяснится, что согласно исследованию Американской Экономической Ассоциации, если студентам повезло с преподавателями – то в дальнейшем они получают более высокие зарплаты, больше откладывают на пенсию и селятся в более престижных районах. Насколько прямая тут связь, сказать сложно, но статистику не обманешь.

Признаки, перечисленные ниже, лишь гипотеза, ведь читать мысли за пределами научных лабораторий никто еще не научился. Но все же как можно догадаться, что вы отличный педагог, – и вас считают таким ваши студенты?

Вы соблюдаете баланс между «говорю/молчу»

Только слушать преподавателя на занятии скучно. А только выполнять задания и отвечать на вопросы, – стресс. Именно тонкая грань между «говорю» и «молчу» позволяет вашим студентам, с одной стороны, расти и преодолевать сложности, с другой – не терять азарта и мотивации.

На ваших занятиях студенты не похожи на самих себя

Обычно застенчивый или молчаливый человек внезапно обнаруживает, что смело отвечает на ваши вопросы и готов без умолку говорить – еще бы навыки и словарный запас позволяли. Чересчур бойкие студенты становятся сдержанными и дисциплинированными. Неуверенные – работают на максимуме возможностей. Расхлябанные – не опаздывают и неизменно выполняют домашние задания. Магия? Ну, или отличный преподаватель…

Вы постоянно тестируете новые методы

Это происходит органично и без ущерба качеству занятий. Владея методикой и психологией преподавания, вы не пренебрегаете технологическими «фишками», превращаете занятие в увлекательный квест или игру, не позволяете студенту выработать рутину, которая затормозит его прогресс.

Антон Макаров, руководитель учебного центра Skyteach: «Мы проводили опрос, что отличает хорошего преподавателя. Дисперсия результатов была огромная. С небольшим отрывом победил ответ «преподаватель должен знать язык, который преподаёт». Такое себе, «капитанское» открытие».

Вы регулярно получаете похвалы от близкого для студента человека

Даже если сам студент стесняется признаться, как ему нравятся ваши занятия, он делится положительными впечатлениями с близкими людьми: ребенок – с мамой, взрослый мужчина-студент – с женой. Мама ученика или жена студента пишут вам слова благодарности? Это дорогого стоит.

Вы буквально заставляете студентов смеяться

Талант быть забавным, смешно шутить, вызывать в людях положительные эмоции и не испытывать при этом неловкость – есть не у всех. Но после вашего занятия студент еще долго испытывает эмоциональный подъем, а похожая шутка или случайная фраза вызывают у него прилив воспоминаний об удачном уроке, интересной (пусть и сложной!) теме и – отличном преподавателе.

Вы действительно вдохновляете

Одно дело – читать о том, что преподаватель сеет «доброе и вечное», другое – без усилий и наигранности вдохновлять на учебные подвиги. Например, когда-то студент пришел в Skyeng, чтобы научиться заказывать курицу в кафе за границей или «наскрести» знаний на четверку в школе. А сейчас задумывается об участии в олимпиаде, а то и заговаривает о том, что мечтает связать свою жизнь и будущую карьеру с английским языком. Да, вы определенно отличный преподаватель!

Антон Макаров, руководитель учебного центра Skyteach: «Слова «хороший» или «плохой» – это индикаторы субъективной оценки. Поэтому, например, стили преподавания и личные качества в оценку преподавателя мы включить не можем. Кому-то нужен преподаватель-приятель, а кому-то (и таких немало) – строгая тётенька, которая будет мягко, но регулярно пинать (или как модно сейчас говорить «пушить») своего нерадивого студента».

Вы объясняете так, что «всё понятно»

Благодаря тому, что вы используете примеры, детали, аналогии, метафоры, разные подходы к объяснению, задействуете все каналы восприятия (и учитываете ведущие каналы восприятия конкретного человека) – ваши студенты не боятся даже сложных тем, да и не считают их сложными. А удачно подобранный контекст и доля юмора (см. пред. пункт) помогают студенту не просто понять, но и усвоить учебный материал.

Для вас work-life balance не просто теория

Вы работаете так и столько, чтобы успевать жить: отдыхать, развлекаться, встречаться с близкими, заниматься спортом, посвящать время себе. Для вас работа лишь часть жизни, а жизнь случается с вами даже на работе. Этот пункт, кстати, касается любой профессии: только тогда ты достаточно хорош, когда остаешься собой и помнишь, что ты не только профессионал, но и живой человек. 

На ваших занятиях безупречная дисциплина

Со стороны как бы само собой происходит так, что во время урока студенты старательные и собранные, не отвлекаются. На занятия не опаздывают. Домашние задания выполняют. К вам обращаются уважительно и без панибратства. При этом вы не ведете себя как огнедышащий дракон, и атмосфера на уроке не только продуктивная, но и дружелюбная.

Антон Макаров, руководитель учебного центра Skyteach: «Что касается аттестации преподавателей, то специалисты учебного центра учитывают комбинацию факторов. Нет такого одного, который бы однозначно говорил «вот этот товарищ на пять, а вот этот на три».

Наши статистически взвешенные расчёты показывают, что «правильные» в глазах студентов преподаватели:

  • проводят разминку,
  • вводят лексику и отрабатывают грамматику (именно такие формулировки используются!),
  • не довольствуются материалом только из учебника, но добавляет что-то своё,
  • чётко и внятно дают инструкции (объясняют задания) – чтобы студенту не было нужды переспрашивать,
  • опрятно выглядят.

Те преподаватели, в характеристиках которых звучит «комбо» из этих 5 факторов, с вероятностью 90% попадут в группу «хороших», а именно: а) от них не уходят студенты; б) они нравятся студентам; в) студенты достигают с ними неплохих результатов в понятные сроки».

Вы получаете удовольствие от работы

И это совершенно невозможно сымитировать или скрыть! Студенты обладают встроенным «радаром», который подсказывает, что вы с улыбкой начинаете день, с радостью объясняете сложные темы, действительно любите общаться и бесконечно готовы говорить о своем предмете, ведь он неизменно вызывает в вас восхищение и любопытство.

Комментарии (2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×