26.09.2019
966
0

Дополнительное чтение на уроках английского языка с подростками

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский

В нашем современном мире чтение книг — не совсем популярное времяпрепровождение среди подростков, но все же занимает достаточно прочное место в сознании многих из них. Обогащение словарного запаса на родном языке применительно и в практике изучения иностранного языка при дополнительном чтении.

Разнообразить занятия дополнительным чтением — чтением литературы вне программы изучения иностранного языка — возможно при условии, что читать подросток будет на языке оригинала и только то, что нравится ему.

В чем преимущества дополнительного чтения?

Преимуществ безусловно много:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Знакомство с литературой и культурой страны изучаемого языка.
  3. Прикосновение к живому языку.
  4. Возможность высказать своё мнение по прочитанному, встретившимся героям и их поступкам, выстроив устное сообщение по прочитанному, или через письменную работу, например, эссе.
  5. Развитие всех навыков: непосредственно чтения, а также говорения, письма и аудирования, если используются дополнительные задания, например, прослушать аудиокнигу, написать summary и т.д.

Как проводить работу с дополнительным чтением?

Сначала определитесь с целями. Целью может быть:

  1. Понимание текста для развития кругозора, то есть само по себе чтение.
  2. Дополнительное чтение для дальнейшей беседы на уроке.

При дополнительном чтении большая часть работы приходятся на домашнее задание, поэтому важно на уроке научить студентов правильной работе в с текстом, ведь сложно оставаться заинтересованным, когда при чтении на английском языке приходится постоянно смотреть неизвестное слово в словаре (согласитесь, это значительно усложняет процесс и снижает мотивацию).

Рассмотрим этапы работы с текстом:

  1. Предречевые упражнения (Vocabulary work) — данные упражнения дают возможность познакомится с лексикой и грамматическими конструкциями произведения для дальнейшего чтения, что облегчает понимание сюжета.
    • Найти и выписать предложения с определенными словами.
    • Подобрать синонимы или антонимы к определённым словам.
    • Подобрать прилагательные к существительным.
  2. Понимание текста (Comprehension) — выделение основных идей и мыслей текста, учит осмысленному чтению, также развивает речевые навыки с опорой на прочитанное произведение, использование речевых конструкций произведения для дальнейшего употребления в своей речи.
    • Составить описание главных персонажей по определённым частям текста.
    • Выписать главную мысль разных частей текста.
    • Составить пересказ текста по ключевым словам или по плану.
  3. Обсуждение (Discussion) — основная цель — это развитие навыка выражения своих мыслей, умение вести дискуссию по прочитанному произведению.
    • Выразить главную идею текста одним предложением.
    • Выразить своё мнение о прочитанном.
    • Объяснить посыл автора, который заложен в этом произведении.
  4. Письменное задание (Writing) — развитие письменных навыков, выражение своих мыслей по прочитанному произведению, отработка лексики и грамматических конструкций, введенных на этапе предречевых упражнений.
    • Написать сочинение о своём любимом персонаже.
    • Взять сюжет рассказа и написать свою собственную историю, построенную на этом сюжете.
    • Перенести персонажей в современный мир, или наоборот в прошлые века и написать рассказ, как бы их жизнь сложилась в том времени.

Что читать?

Для того чтобы чтение было интересным, оно должно быть по силам подросткам, то есть тексты должны быть легкими (возможно адаптированными) различных типов: художественная, научно-популярная, биографическая литература, а также литература, основанная на грамматической и лексической базе, знакомой подростку.

Подростковая литература — прекрасный выбор, ведь написана она понятным и простым языком, а сюжеты близки учащимся этой возрастной категории.

Вот несколько критериев, которые помогут выбрать литературу для подростков:

  1. Яркая и занимательная история произведения, позволяющая захватить внимание подростка и повысить мотивацию к чтению. Таким произведение я считаю книги английского писателя Michael Morpurgo; серия книг Harry Potter, написаны достаточно просто, но с захватывающим сюжетом. “The Monstrumologist” Rick Yancey — ужастики, рассказывающие о мальчике, который стал учеником доктора со странной репутацией.
  2. Тематическая близость материала к жизненному опыту подростка, позволяющая понимать реалии, изложенные в произведении и сопереживать героям. “Berlin Express” Michael Austen — где подросток находит в поезде телефон, приводящий его к разного рода приключениям; “Shattered Sea” Joe Abercrombie — серия из трёх книг, где главные герои подростки, однако, действие происходит во время похожее на время Скандинавских викингов, главный герой юный принц Ярви, восходящий на трон, принц с одной стороны, калека с другой, пытающийся удержать трон в своих руках. “Ready Player One” Ernest Cline — произведение на современных компьютерных реалиях, где люди 2040 года живут, работают, учатся с помощью виртуальных костюмов в виртуальной реальности.
  3. Воспитательная цель. Прекрасный сюжет, легкий язык для чтения, немаловажное «зерно» произведения — это то, какая назидательная цель лежит в основе. “About a boy” Nick Hornby — книга про взросление, его трудности с физической и моральной стороны.

Критериев может быть огромное количество при выборе литературы для чтения, преподаватель может менять или добавлять этапы работы с текстом при чтении, но точно можно сказать, что дополнительное чтение разнообразит учебный процесс, позволяет закрепить пройденный лексический и грамматический материал, увлекая подростка в мир иностранной литературы и культуры, а значит и в мир изучения иностранного языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×