Доска-главный инструмент урока. На занятии можно обойтись без всего остального, даже учебника. А вот без доски, как без рук. Почему запись на доске так важна? Визуальная презентация материала помогает лучше его запомнить. Зрительные образы могут надолго запечатлеться в памяти, а для этого написанное должно быть максимально простым и упорядоченным.
Работать с доской не так просто, как кажется: то не хватает места, то не аккуратно написано, то сливается. Рассмотрим типичные ошибки учителя и постараемся их исправить.
Ошибка 1 — Всё написано одним цветом
Одноцветная доска выглядит скучно, и весь материал сливается. Ученикам трудно выделить главное. На помощь придут принципы colour-coding или цветовое кодирование. Цвета и символы у каждого учителя могут быть свои. Лучше писать базовым цветом, например черным, и для акцентов добавить еще 2-3 цвета. Самое главное, быть последовательным и придерживаться принятой цветовой системы, чтобы не путать учащихся.
Например,
- коллокации и устойчивые выражения обводятся зеленой рамкой;
- предлоги обводятся синим кружком;
- ударение в словах показывается с помощью красных квадратиков над слогами;
- неправильные выражения отмечаются красным крестиком, а зеленым — исправленные.
Ошибка 2 — Нерациональная организация материала
В начале преподавательской карьеры всё время переживала, что ученики не успели записать лексику, а нужно уже ее вытирать, чтобы освободить место под следующее задание. Выражения были написаны то снизу, то справа, то слева и из-за этого возникало ощущений неряшливости.
Доску необходимо поделить на секции: тема, новые слова, разбор ошибок, рабочее поле. Рабочее поле всё время меняется, а тема, новая лексика и разбор полетов постоянно перед глазами до самого конца занятия.
Если есть дополнительная передвижная доска, то часть “нестираемого” материала можно писать там.
Ошибка 3 — Слишком много текста
Посещая уроки коллег, замечала, что некоторые пытаются записать на доске полный отчет урока: все слова (даже для пассивного запаса), правила, умные мысли и так далее. Из-за этого доска напоминает газетную статью. Лучше меньше, но самое важное.
Ошибка 4 — Нет графики
Текст на доске воспринимается сложнее, чем графики, стрелки, проценты, шкалы. Если представить информацию графически, то это привлечет внимание студентов и позволит легче усвоить новую тему.
Сравним,
Как улучшить работу с доской?
При подготовке к уроку составьте примерный план доски на различных этапах. Потренируйтесь правильно организовывать слова и картинки, рисовать шкалы, таймлайны, схемы. Это затратно по времени, но когда вы освоите навык, то необходимость в тщательной подготовке отпадет.
Время от времени уходите в конец класса и оцените доску со стороны: читабельно, просто, визуально приятно? Нет? Тогда возвращайтесь обратно и подправляйте самые критичные моменты, без фанатизма.