Зачем нам нужен текст аудирования, который обычно находится в конце учебника или в книге для учителя? Только ли он нам дан для того, чтобы просмотреть перед занятием и отметить слова, которые мы введем для облегчения задания студентам? Или у такого текста есть ещё потенциал для продуктивной работы? Сегодня мы хотим поделиться идеями, как можно обращаться с аудиоскриптами с максимальной пользой для студентов.
До прослушивания
Эти задания нацелены на то, чтобы облегчить студентам понимание текста. Особенно полезными они будут для тех, кому часто неясно, о чем идет речь в аудио. Задания помогают снизить уровень стресса и постепенно развить навык аудирования, а также обозначают четкую цель прослушивания.
- Скрипт как ресурс для введения новых слов и конструкций
Сначала учитель просматривает слова и конструкции, которые могут помешать пониманию текста, выписывает их на доску и вводит новые слова. Можно провести небольшую работу по запоминанию слов, но это не всегда необходимо. Иногда достаточно несколько раз произнести слова с учителем, чтобы понять их в потоке речи.
- Предсказание содержимого аудио
Возьмите скрипт и разрежьте его на строки. Выдайте каждому студенту или паре/группе по несколько рандомных строк. Попросите предугадать, о чем будет текст. Можно также попросить студентов/пары/группы обсудить свои идеи с теми, кому попались совершенно другие строки. Далее студенты прослушивают и проверяют себя.
- Текст-головоломка
Разрежьте скрипт на абзацы, выдайте парам все части и попросите прочитать и сложить их в логичный текст. Далее студенты слушают и проверяют себя.
Альтернативно можно выдать части и попросить студентов по ходу собирать исходный текст.
- Пропуск слов
Удалите (замажьте) некоторые важные слова из текста. Попросите студентов в парах обсудить возможные варианты заполнения пропусков, далее прослушайте текст и проверьте идеи студентов. Попросите их вписать правильные варианты.
Во время прослушивания
Следующие задания помогут проверить понимание текста, снизить уровень стресса и услышать детали.
- Прослушивание и чтение
Данный вид прослушивания не всегда полезен, но если в группе есть студенты, для которых аудирование составляет трудность, такой способ поможет им справиться со сложностями и быть на одном уровне с остальными. Также можно использовать в тех случаях, когда нет времени на множественное прослушивание.
Однако, мы не советуем использовать этот метод часто, а только в случаях со сложными текстами, прослушивая более легкие и короткие тексты без использования скрипта.
- Исправление ошибок в тексте
Для более внимательного включения студентов в задание используйте слегка измененные скрипты: меняйте имена, объекты, места или время действия. Мы часто практикуем такое задание при работе с песнями, когда просим студентов исправить ошибки, так почему бы таким образом не вовлечь и в более серьезную работу?
После прослушивания
После прослушивания аудио работа над аудированием не прекращается — студенты отвечают на вопросы, заполняют пропуски или же обсуждают что-то в парах и группах. Здесь можно добавить самостоятельности и изменить привычный уклад работы.
- Проверка себя
После того, как студенты выполнили задание на понимание текста (ответили на вопросы, заполнили пропуски, отметили верно/неверно высказывание), не спешите проверять ответы всем классом, дайте студентам время на самоконтроль. Пусть они просмотрят скрипт и проверят друг друга, обсудят ошибки и только потом попросите рассказать, в чем ошиблись, а что сделали верно. Это придаст студентам уверенности в своих силах и поможет сформулировать мысли яснее, используя слова и фразы из аудио.
- Примеры (Найдите все слова…)
Что бы вы не затеяли с поиском примеров, скрипт сыграет только на руку — все зависит от цели. Хотите поработать над правописанием — попросите найти все слова, в которых студенты делают ошибки, работаете над грамматикой — поищите все примеры употребления необходимого грамматического правила, ваша цель произношение — пусть студенты найдут все слова с необходимым звуком, затем уделите время постановке правильного произношения этих звуков и потренируйте слова в контексте мини диалогов (например).
- Задай свой вопрос
Попросите студентов перечитать скрипт и составить несколько вопросов по тексту. Студенты пишут вопросы на небольших листочках, обмениваются со студентом по соседству, отвечают на полученные вопросы.
- По порядку
Студенты выписывают несколько фраз (5-7 в зависимости от длины текста) не по порядку на листочке. Затем обмениваются и по памяти пытаются расставить в правильном порядке.
Это лишь малая часть идей для использования скриптов. Каждый преподаватель, как и группа студентов, уникален. Каждый придумывает что-то свое — новое и свежее.