«О, нет! Неужели забыла!» Мысль знакомая практически каждому. А как она пугает и выбивает из колеи посреди урока! Когда у вас 6 уроков подряд с небольшими переменками, то немудрено что-то забыть. В этом случае чек-лист будет весьма кстати. Чек-лист для планирования урока — универсальное и простое в использовании средство, которое здорово сэкономит время и нервы.
При составлении чек-листа важно придерживаться нескольких правил:
- Один пункт = одна задача. Помните, чем проще чек-лист, тем удобнее он в использовании.
- Пишем пункты в утвердительной форме: «не забыть карточки» заменяем на «взять карточки».
- Точность наше все! Если нужно взять какие-то распечатки, пишем как можно конкретнее, какие именно распечатки нужно взять. Чтобы даже спустя полгода, мы могли с легкостью найти нужное задание и не придумывать «что хотел сказать этим автор».
- Баланс. Постарайтесь уместить все в 20 пунктов.
Для создания наших помощников можно использовать любой удобный сервис. Два самых удобных и простых в применении: Чек-лист Эксперт и Конструктор чек-листов. Оба сервиса совершенно бесплатны. «Чек-лист Эксперт» позволяет сохранять и распечатывать чек-листы, а также использовать их в режиме онлайн. В «Конструкторе чек-листов» можно создавать красочные чек-листы на основе шаблонов.
Что обязательно проверять перед началом урока
Для учителя урок начинается задолго до звонка. Иногда за несколько дней до урока, ведь нужно четко спланировать урок, определиться с тем какие материалы необходимо использовать, какие дополнительные задания подойдут именно для этого класса или отдельного ученика. Поэтому первое, что проверяем — план урока:
➡ соответствует ли урок уровню знаний учеников,
➡ разнообразны ли задания,
➡ сбалансирован ли урок (нет ли в уроке чего-то лишнего, например),
➡ все ли грамматические конструкции будут доступно объяснены и отработаны на занятии,
➡ вся ли лексика будет отработана на уроке,
➡ есть ли сам план в распечатанной (написанной от руки) форме,
➡ есть ли домашнее задание по пройденному материалу,
➡ все ли задания однозначны.
После того как план составлен, мы убедились в том, что он рабочий, и принесет максимум пользы нашим ученикам можно переходить к следующему этапу: проверке учебных материалов и пособий.
➡ раздаточные материалы подготовлены,
➡ все, что нужно заламинировано,
➡ все, что должно быть разрезано, уже по частям,
➡ все наглядные пособия собраны,
➡ раздаточных материалов хватает на всех (и, возможно, даже есть запасные),
➡ вы помните все слова из темы (и учителя могут что-то подзабыть),
➡ вся необходимая техника (телевизор, планшет, компьютер, смарт доска) работают,
➡ все необходимые для урока аудио- и видеофайлы воспроизводятся,
➡ все ссылки (если такие есть в уроке) кликабельны и направляют учеников на нужный сайт.
Конечно же важная составляющая каждого урока — учитель. И себя тоже можно немножечко проверить:
➡ я сделал(а) все возможное, чтобы подготовить увлекательный урок,
➡ я нашла/нашел на перемене 5 минут для себя,
➡ я готов(а) провести максимально продуктивный урок,
➡ я тщательно подготовил(а) материалы к уроку,
➡ я спокойна/спокоен,
➡ я хорошо себя чувствую,
➡ я готов(а) делиться знаниями со своими учениками.
Если вы, вдруг, на какой-то вопрос ответили нет, постарайтесь найти причину. Возможно вам не хватает опыта в подготовке уроков или нагрузка слишком велика. А может быть неделя была слишком насыщенной, и вам просто нужен небольшой перерыв. В любом случае помните, что анализ причин помогает найти верное решение и проводить уроки сочно и ярко. Чек-листы станут настоящими спасателями в оптимизации рабочего времени и не дадут погрязнуть в рутине.