Как не выгорать при работе с подростками

Как не выгорать при работе с подростками

Многие специалисты сходятся во мнении, что каждое выгорание уникально и может быть вызвано сочетанием разных причин. В этом его основная сложность – и потому из этого состояния так трудно выходить. Зачастую путь к исцелению занимает долгое время и требует терпеливого изучения себя. Уповать на стороннюю помощь и опыт профессионалов не приходится: универсального средства не существует, а психологи опираются лишь на случаи из своей практики. Безусловно, такого рода кризис, если его грамотно пережить, приводит к новому витку профессионального развития. Но самое лучшее – не допускать появления этой проблемы, максимально качественно и регулярно заботиться о себе и заниматься профилактикой. 

Один из самых захватывающих, а заодно и «сжигающих» видов нашей работы – обучение подростков, хотя это вовсе не повод от него отказываться. Как же мы можем защитить себя? Давайте рассмотрим самые главные факторы опасности и возможные способы самопомощи.

Фактор 1. Отсутствие «горящих глаз» у студентов. Каждому из нас необходимо иметь мотивированных и вдохновленных учеников, которые искренне любят заниматься и заинтересованы в развитии. Если мы окружены толпами скучающих индивидов, приговоренных к посещению наших уроков, коих весьма много среди подростков, это может негативно сказаться на нашей собственной мотивации. Возникает закономерный вопрос: зачем я прихожу сюда каждый день, если это никому не нужно? А в ответ тишина…

Варианты решения:  

– всячески искать “горящих” учеников! Проводить дополнительные занятия как репетитор, подрабатывать на курсах, находить жаждущих. Иногда поиск может занять время, а порой в нашей жизни тут же появляются студенты мечты – стоит лишь открыть новый набор (при этом, конечно же, не забывая о суровой необходимости питаться и спать).

– пробовать разные способы мотивации студентов: разбавлять уроки небольшими “приятностями” –  регулярно показывать ученикам их прогресс, предоставлять выбор – пусть даже в мелочах, поощрять и хвалить. Каждый наш подопечный – отдельная личность, которой необходимо что-то свое. В условиях стандартной школы не бывает времени на полноценную персонализацию, но иногда можно обратить внимание на пару деталей и немного поэкспериментировать.

– отказываться от студентов в случае острой несовместимости. Сначала мы все свято верим в необходимость бороться до конца – победного или не очень. Бытует мнение о том, что настоящий профессионал никогда не бросает своих учеников, как бы ни было тяжело. Но сегодня на первый план выходит забота о своем психологическом благополучии. Никто не защитит нас от отрицательного влияния кроме нас самих. При работе с классом мы не можем выгнать неугодного нам ученика, но при индивидуальной работе этот совет однозначно стоит иметь в виду.

Фактор 2. Ж.А.Б.А. и С.О.В.
(отсылка к школьным экзаменам в произведениях Дж.Роулинг) 

Выгоранию могут способствовать низкие результаты государственных экзаменов. На самом деле, это могут быть любые результаты, которые не совпали с нашими ожиданиями. Если таких учеников наберется хотя бы несколько, даже самому уверенному преподавателю в голову может прийти мысль: а что если дело во мне? Ведь мы, безусловно, несем частичную ответственность за наших студентов и их дальнейшую судьбу. 

Варианты решения: 

– быть морально готовыми к любым баллам и заранее помочь своим ученикам понять, что после ЕГЭ вне зависимости от результата есть жизнь. Даже если кажется, что при низких баллах она будет кончена. 

– если все уже случилось, в первую очередь необходимо помочь тем, кого может спасти апелляция. После этого проработать свои эмоции, поддержать студентов и хладнокровно провести анализ, опираясь на факты. Отпустить ситуацию. Этот пункт может показаться недостаточно серьезной причиной отдельно от других, но в реальности он способен принести достаточно много неприятных минут и послужить настоящим испытанием для нашей самооценки. В наших силах это пережить, не бросая преподавание и сохранив веру в себя.

Фактор 3. Сравнение себя с другими. 

“У коллеги появился 100-балльник, а у меня до сих пор ни одного. Другая «сестра по оружию» взяла сложного ученика и успешно справилась  – про нее даже написали в общем чате школы. Друг-преподаватель публикуется каждый месяц в крупнейшем онлайн-издании, а я даже не знаю, о чем можно было бы написать, хотя уже имею некоторый опыт,” – иногда такие мысли могут посещать каждого. Даже если в сердце нет места зависти, мы постоянно окружены чужим успехом. Если не подмечать свои собственные достижения – даже самые небольшие – мы рискуем упасть в пучину отчаяния, а там и до выгорания рукой подать. 

Варианты решения: 

– регулярно планировать и записывать свои успехи. Если похвастаться пока нечем, все равно находить плюсы каждого рабочего дня, хвалить и поддерживать себя. Это один из самых важных навыков для любого специалиста вне зависимости от профессии. Ну а когда нахлынет вдохновение, можно составить список новых целей: сдать TKT или TESOL, получить свежий языковой сертификат в коллекцию (не обязательно по английскому 😉 ), написать авторский курс по любимым книгам и играм, создать цикл лекций или набросать список тем для статей.

– перестать воспринимать коллег как соперников. Найти единомышленников и развиваться вместе. Онлайн-возможности безграничны: компании, социальные сети, клубы для учителей… Расширять горизонты можно, находя друзей по всему миру – это еще и отличный повод подучить другой иностранный язык или попрактиковать английский. Многие встречаются в Zoom для обсуждения новинок методики или посещения своих собственных языковых клубов. Когда столько пищи для размышлений, конкурировать некогда.

– перестать сравнивать себя с другими. Представителей нашей профессии становится все больше, и если увлечься сравнением, можно буквально сойти с ума. Всегда найдется кто-то с уровнем Proficiency, с семью языками в активе или успевший снискать славу лидера мнений в социальных сетях. Наша ценность в том, чтобы вдохновлять своей индивидуальностью. Перефразируя цитату из одной известной книги про отношения, где-то по земле ходят ученики, которые нуждаются именно в нас. Надо лишь найти их.

Возможных причин выгорания в жизни гораздо больше. Стоит упомянуть и выматывающие переработки, и неподходящий коллектив, и руководство, настроенное на примитивные манипуляции вместо поддержки и развития сотрудников. Вопрос оплаты труда преподавателей всегда останется актуальным, учитывая постоянное увеличение количества желающих обучать и обучаться и вытекающий из этого демпинг. Все это рано или поздно может вызывать дополнительные внутренние конфликты и сомнения. При этом переход в другую сферу деятельности в основном спасает только тех, для кого преподавание не является призванием. 

Если выгорание произошло, очень важно не корить себя за случившееся и грамотно выбирать психолога, если есть такая необходимость. Хорошие специалисты принимают ситуацию и избегают оценочных суждений. Они не склонны обвинять своих клиентов в слабости и стремятся всячески им помочь. От эмоционального выгорания не застрахован никто. Стоит относиться к этому философски: если проблема возникла, значит, на данном этапе жизни нам это для чего-то нужно. И мы обязательно ее решим, по итогам став еще более зрелым и опытным профессионалом своего дела.

Как вы справляетесь с выгоранием и какими средствами пользуетесь, чтобы его предотвратить?



Полина Черепащук

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    6712 14

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×