30.09.2019
1005
2

Как не выгорать при работе с подростками

Многие специалисты сходятся во мнении, что каждое выгорание уникально и может быть вызвано сочетанием разных причин. В этом его основная сложность – и потому из этого состояния так трудно выходить. Зачастую путь к исцелению занимает долгое время и требует терпеливого изучения себя. Уповать на стороннюю помощь и опыт профессионалов не приходится: универсального средства не существует, а психологи опираются лишь на случаи из своей практики. Безусловно, такого рода кризис, если его грамотно пережить, приводит к новому витку профессионального развития. Но самое лучшее – не допускать появления этой проблемы, максимально качественно и регулярно заботиться о себе и заниматься профилактикой. 

Один из самых захватывающих, а заодно и «сжигающих» видов нашей работы – обучение подростков, хотя это вовсе не повод от него отказываться. Как же мы можем защитить себя? Давайте рассмотрим самые главные факторы опасности и возможные способы самопомощи.

Фактор 1. Отсутствие «горящих глаз» у студентов. Каждому из нас необходимо иметь мотивированных и вдохновленных учеников, которые искренне любят заниматься и заинтересованы в развитии. Если мы окружены толпами скучающих индивидов, приговоренных к посещению наших уроков, коих весьма много среди подростков, это может негативно сказаться на нашей собственной мотивации. Возникает закономерный вопрос: зачем я прихожу сюда каждый день, если это никому не нужно? А в ответ тишина…

Варианты решения:  

— всячески искать “горящих” учеников! Проводить дополнительные занятия как репетитор, подрабатывать на курсах, находить жаждущих. Иногда поиск может занять время, а порой в нашей жизни тут же появляются студенты мечты – стоит лишь открыть новый набор (при этом, конечно же, не забывая о суровой необходимости питаться и спать).

— пробовать разные способы мотивации студентов: разбавлять уроки небольшими “приятностями” —  регулярно показывать ученикам их прогресс, предоставлять выбор – пусть даже в мелочах, поощрять и хвалить. Каждый наш подопечный – отдельная личность, которой необходимо что-то свое. В условиях стандартной школы не бывает времени на полноценную персонализацию, но иногда можно обратить внимание на пару деталей и немного поэкспериментировать.

— отказываться от студентов в случае острой несовместимости. Сначала мы все свято верим в необходимость бороться до конца – победного или не очень. Бытует мнение о том, что настоящий профессионал никогда не бросает своих учеников, как бы ни было тяжело. Но сегодня на первый план выходит забота о своем психологическом благополучии. Никто не защитит нас от отрицательного влияния кроме нас самих. При работе с классом мы не можем выгнать неугодного нам ученика, но при индивидуальной работе этот совет однозначно стоит иметь в виду.

Фактор 2. Ж.А.Б.А. и С.О.В.
(отсылка к школьным экзаменам в произведениях Дж.Роулинг) 

Выгоранию могут способствовать низкие результаты государственных экзаменов. На самом деле, это могут быть любые результаты, которые не совпали с нашими ожиданиями. Если таких учеников наберется хотя бы несколько, даже самому уверенному преподавателю в голову может прийти мысль: а что если дело во мне? Ведь мы, безусловно, несем частичную ответственность за наших студентов и их дальнейшую судьбу. 

Варианты решения: 

— быть морально готовыми к любым баллам и заранее помочь своим ученикам понять, что после ЕГЭ вне зависимости от результата есть жизнь. Даже если кажется, что при низких баллах она будет кончена. 

— если все уже случилось, в первую очередь необходимо помочь тем, кого может спасти апелляция. После этого проработать свои эмоции, поддержать студентов и хладнокровно провести анализ, опираясь на факты. Отпустить ситуацию. Этот пункт может показаться недостаточно серьезной причиной отдельно от других, но в реальности он способен принести достаточно много неприятных минут и послужить настоящим испытанием для нашей самооценки. В наших силах это пережить, не бросая преподавание и сохранив веру в себя.

Фактор 3. Сравнение себя с другими. 

“У коллеги появился 100-балльник, а у меня до сих пор ни одного. Другая «сестра по оружию» взяла сложного ученика и успешно справилась  — про нее даже написали в общем чате школы. Друг-преподаватель публикуется каждый месяц в крупнейшем онлайн-издании, а я даже не знаю, о чем можно было бы написать, хотя уже имею некоторый опыт,” — иногда такие мысли могут посещать каждого. Даже если в сердце нет места зависти, мы постоянно окружены чужим успехом. Если не подмечать свои собственные достижения – даже самые небольшие – мы рискуем упасть в пучину отчаяния, а там и до выгорания рукой подать. 

Варианты решения: 

— регулярно планировать и записывать свои успехи. Если похвастаться пока нечем, все равно находить плюсы каждого рабочего дня, хвалить и поддерживать себя. Это один из самых важных навыков для любого специалиста вне зависимости от профессии. Ну а когда нахлынет вдохновение, можно составить список новых целей: сдать TKT или TESOL, получить свежий языковой сертификат в коллекцию (не обязательно по английскому 😉 ), написать авторский курс по любимым книгам и играм, создать цикл лекций или набросать список тем для статей.

— перестать воспринимать коллег как соперников. Найти единомышленников и развиваться вместе. Онлайн-возможности безграничны: компании, социальные сети, клубы для учителей… Расширять горизонты можно, находя друзей по всему миру – это еще и отличный повод подучить другой иностранный язык или попрактиковать английский. Многие встречаются в Zoom для обсуждения новинок методики или посещения своих собственных языковых клубов. Когда столько пищи для размышлений, конкурировать некогда.

— перестать сравнивать себя с другими. Представителей нашей профессии становится все больше, и если увлечься сравнением, можно буквально сойти с ума. Всегда найдется кто-то с уровнем Proficiency, с семью языками в активе или успевший снискать славу лидера мнений в социальных сетях. Наша ценность в том, чтобы вдохновлять своей индивидуальностью. Перефразируя цитату из одной известной книги про отношения, где-то по земле ходят ученики, которые нуждаются именно в нас. Надо лишь найти их.

Возможных причин выгорания в жизни гораздо больше. Стоит упомянуть и выматывающие переработки, и неподходящий коллектив, и руководство, настроенное на примитивные манипуляции вместо поддержки и развития сотрудников. Вопрос оплаты труда преподавателей всегда останется актуальным, учитывая постоянное увеличение количества желающих обучать и обучаться и вытекающий из этого демпинг. Все это рано или поздно может вызывать дополнительные внутренние конфликты и сомнения. При этом переход в другую сферу деятельности в основном спасает только тех, для кого преподавание не является призванием. 

Если выгорание произошло, очень важно не корить себя за случившееся и грамотно выбирать психолога, если есть такая необходимость. Хорошие специалисты принимают ситуацию и избегают оценочных суждений. Они не склонны обвинять своих клиентов в слабости и стремятся всячески им помочь. От эмоционального выгорания не застрахован никто. Стоит относиться к этому философски: если проблема возникла, значит, на данном этапе жизни нам это для чего-то нужно. И мы обязательно ее решим, по итогам став еще более зрелым и опытным профессионалом своего дела.

Как вы справляетесь с выгоранием и какими средствами пользуетесь, чтобы его предотвратить?

Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Полина Черепащук

    Галина, спасибо Вам за отзыв!

    30.09.2019
  • Фото аватара
    Галина

    Очень важная тема для тех, кто работает с детьми, да и со взрослыми учениками. Преподавание — очень энергозатратный процесс. Практикующий педагог всегда балансирует на грани «заработать, чтобы выжить, но как работать, чтобы не сгореть?» Спасибо за статью!

    30.09.2019

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×