30.09.2019
1704
0

Здоровьесберегающие технологии в онлайн обучении

Олеся Щербакова

Преподаватель английского языка (TKT YL, TESOL 220 with TYL, TBE and TP), методист Skyeng

Обучение онлайн вызывает сомнение у некоторых родителей из-за того, что ребенок будет работать на компьютере. Повредит ли здоровью ребенка сидение перед экраном? При соблюдении принципов здоровьесберегающего обучения мы сможем сохранить и даже улучшить психологическое и физическое состояние ученика.

Смирнов Н.К. дает определение здоровьесберегающего обучения как “совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога». Он также сформулировал основные положения.

Принципы здоровьесберегающего обучения: 

  • «Не навреди» — бережно подходим к личности ученика, 
  • Заботимся о здоровье ребенка (и о своем не забываем).
  • Постоянно используем здоровьесберегающие технологии, только в этом случае они эффективны.
  • Все технологии применяем комплексно.
  • Подбираем материалы, соответствующие возрасту ребенка.
  • Вовлекаем детей в здоровьесберегающие мероприятия. Активное участие учеников снижает утомляемость.
  • Успех порождает успех. Хвалим ребенка даже за небольшие достижения.
  • Воспитываем у учеников ответственность за свое здоровье.

Несомненно учителя используют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми. Это веселые игры, наглядные пособия, физминутки. 

Что еще можно сделать для воплощения этих прекрасных принципов на онлайн уроках?

  • Учитываем особенности восприятия

Информация на онлайн уроке воспринимается немного хуже, поэтому стараемся задействовать все каналы: слуховой, зрительный, кинестетический. Сопровождаем рассказ показом картинок и схем, просим изобразить новые слова движениями (сморщиться, показав лимон; вытянуть руки, как уши ослика).

  • Налаживаем контакт

Онлайн отличается от офлайна расстоянием между учеником и учителем. С одной стороны, вы чаще смотрите друг другу в глаза в отличие от обычных занятий. С другой стороны — учитель на экране, словно не настоящий человек, сложнее почувствовать контакт и открыться. Строим урок на основе интеесов ребенка, спрашиваем его мнение на любом этапе занятия (“Do you like the weather today?”, “Do you agree with the main character?”, “What was interesting for you today?”). Доброжелательно улыбаемся и хвалим — это создаст дружескую атмосферу на уроке.

  • Делаем гимнастику для глаз 

Хотя современные компьютеры более безопасны для глаз, чем их предшественники, глаза могут утоляться от чтения с экрана. 

  1. Самое простое — скажите:

Look at the ceiling, 

Look at the floor,

Look at the window,

Look at the door.

2) Попросите смотреть на палец вытянутой руки и нарисовать в воздухе круг, продолжая следить за пальцем. Затем руки можно поменять.

3) Примените упражнения из йоги для глаз.

  • Учитываем периоды работоспособности на уроке.

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:

— продолжительностью,

— объемом нагрузки,

— характерными видами деятельности.

Эти этапы отличаются эффективностью работы:

  1. 5 – 25-я минуты – 80%,
  2. 25 – 35-я минуты – 60-40%,
  3. 35 – 40-я минуты – 10%.

Соответственно, обсуждение нового материала лучше проводить в начале урока, а в конце поиграть или посмотреть видео на английском языке.

  • Правильно выстраиваем урок

По мнению Смирнова Н.К., необходимо учить детей задавать вопросы, поэтому после объяснения нового материала он предлагал оставить время для обсуждения и стимулировать возникновение вопросов.

Он также определил, что информационная плотность урока в классе должна быть 60-80%, необходимо провести 4-7 видов учебной деятельности (каждая на более 10 мин.), чередовать их не позже, чем через 7-10 мин. Физминутки — снимают напряжение и утомление. На “рационально организованном” уроке на 20-й и 35-й мин урока ученики выполняют по 1 мин из 3 легких упражнений с 3–4 повторениями каждого. Учитывая особенности онлайн урока,  необходимость большего напряжения для восприятия информации, время смены видов деятельности следует сократить, а разминку будет удобнее провести под видео с детьми, выполняющими движения.

  • Организуем рабочее пространство

Важно, чтобы родители создали юному ученику комфортные условия: ортопедический стул, удобные наушники. Через экран сложно следить за осанкой, за этим должны наблюдать родители ребенка.

  • Подбираем воспитательные материалы

Согласно CLIL обучение английскому может охватывать многие темы из других предметов, что расширит кругозор ученика, даст мотивацию. Выберите тексты для чтения о полезном питании, занятиях спортом, о правильной осанке при работе за компьютером. Все это будет запоминаться ребенком и позже повлияет на его поведение.

Больше почитать о здоровьесберегающих технологиях можно в книге профессора Н.К.Смирнова, в работу включены практические рекомендации, описания методик, упражнения, диагностические программы, анкеты и тесты.

Данные здоровьесберегающие технологии широко применяются по рекомендации ФГОС, а теперь время сделать и онлайн обучение максимально безопасным для детей!

Берегите здоровье и проводите полезные уроки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×