Активные методы обучения на уроках английского

Активные методы обучения на уроках английского

Еще с первого курса пед вуза появляются термины “прием” и “метод”. Приемы – это шаги к достижению небольшого результата в обучении. Они объединяются в методы, которые ведут учителя и ученика к совместной обучающей, развивающей и воспитательной цели. 

Название “активные методы” подразумевает, что учитель и ученик наравне участвуют в уроке. Дети вовлечены в работу, их мышление активно. Они самостоятельно делают выбор и принимают решения.

Активные методы делятся на дискуссионные, игровые, тренинговые и рейтинговые; неимитационные (без модели изучаемого процесса или деятельности) и иммитационные (на основе модели). Еще одна классификация АМО (активных методов обучения) включает методы: 

  • начала урока,
  • выяснения целей,
  • презентации учебного материала,
  • организации самостоятельной работы,
  • самооценки.

Активные методы обучения в начальной школе могут успешно применяться на протяжении всего урока, стимулируя умственную активность детей. 

В начале занятия опишите ученикам проблему главного героя урока. Например, ему нужно найти дом друга по переписке в Лондоне. Предположите, что он знает английский так же, как ребята в классе. Проведите “бреиншторм” по данной проблеме. Решите вместе, что требуется узнать ГГ для достижения цели (предлоги напавления, вежливые фразы для беседы с прохожими, правильное произнесение названий достопримечательностей). Так ребята сами выберут тему урока и задумаются о практическом применении новых знаний.

Другие методы начала урока:

Мозаика” – дети собирают из частей картину, чтобы узнать тему урока. Как вариант – составляют из перемешанных букв.

Иллюстрация” – дети просматривают короткое видео и на его основе формулируют тему и цели урока.

Ассоциация”- дети придумывают ассоциации к картинке или слову, догадываясь о теме урока.

Дети 2-4 классов еще недостаточно накопили лексики и грамматики для таких активных методов как дискуссия, проблемная лекция или тренинг. Им будут ближе игровые иммитационные методы, особенно ролевая игра или “мнимая ситуация” (по определению Л.С.Выготского). 

Дети полностью погружаются в вымышленную ситуацию, поэтому с ними мы словно понарошку отправляемся в английские сказки, посещаем английский магазин или пьем чай с королевой. Игра – их стихия, поэтому ученики всегда ей рады охотно участвуют в таких заданиях.

Иммитируя ситуации реального общения, ребенок понимает значимость изучения новой лексики и грамматики.Теперь он может их применить, пусть и в ролевой модели.

Какими могут быть роли? Мухи-Цокотухи, Дракона, Супермена – персонажа сказки, учителя, продавца, доктора – человека определенной профессии. Персонаж должен быть понятен и интересен, чтобы хотелось вжиться в его роль. 

Из-за ограниченности языка учащихся начальной школы рекомендуется начать с наиболее простой контролируемой ролевой игры (controlled role-play), в которой ученики получают готовые реплики и должны просто вовремя их озвучить. 

На втором месте по сложности стоит умеренно контролируемая ролевая игра (semi-controlled role-play). Ученики получают карточки с названием роли плюс набор фраз-реплик. Они не знают об особенностях поведения других участников игры и сами выбирают, как реагировать на слова собеседника. 

Свободную долгую ролевую игру (large-scale role-play), в которой известны только обстоятельства общения, лучше проводить уже в старшей школе с учениками уровня intermediate и upper-intermediate.

В конце урока можно предложить ребятам поместить себя на “Лестницу достижений”, чтобы показать, насколько хорошо они усвоили тему по своему мнению. Эмоциональное удовлетворение/негатив ученики выразят, если предложить им несколько эмодзи стикеров. Пусть ребенок выберет и разместит на доске тот “смайлик”, который передает его настроение.

Не все дети любят проявлять активность, поэтому учитывайте, что не всегда данные методы успешны с учениками. Постепенно приучайте их к самостоятельности, переходите от контролируемых к более свободным, творческим заданиям. Применение АМО на уроках английского языка способствует развитию активной личности ребенка, что и является целью образования согласно ФГОС.

Используете ли вы методы активного обучения на своих уроках?


Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    3120 6

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×