Computational thinking в ESL. Развитие навыка через чтение

Computational thinking в ESL. Развитие навыка через чтение

В англоязычном мире все большую популярность в сфере образования обретает термин computational thinking (далее СТ). На одноименный запрос в поисковой системе Гугл выдается более 55 млн страниц. Что это? Кликабельный заголовок? Панацея? Тренд будущего? 

СТ переводится как “вычислительное мышление”, что никак не приближает момент великого озарения для носителей русского языка. Поскольку единое определение термину еще не дано, самостоятельно соберем из отечественных и зарубежных источников Franken-definition. 

Итак, СТ есть определенный стиль мышления, позволяющий ориентироваться в ситуации множественного выбора, осознавая все возможные из нее исходы и выбирая наилучший сценарий развития событий. Человек с развитым СТ способен мыслить алгоритмически, подобно компьютеру, но шире, с творческой составляющей. Сталкиваясь с проблемой, он абстрагируется и видит весь спектр возможных решений, анализирует каждый вариант и потому способен выбрать лучшее. Если вы решили проблему, пользуясь вычислительным стилем мышления, реакция окружающих будет примерно следующей –  “А это было очень даже логично!”.

СТ – сегодня и завтра

Мы пользуемся СТ намного чаще, чем можем представить, а именно – каждый день, принимая рутинные повседневные решения.  Так, ребенку, собирающему школьный портфель, СТ помогает взять вместо хаотичного набора учебников лишь те, что нужны ему в этот день. А взрослому в супермаркете СТ позволяет выбрать кассу с наименьшей или самой быстрой очередью. 

Также важно затронуть вопрос, какую роль СТ будет играть в будущем. 

Не будем забывать о темпах развития компьютерных технологий. Наши ученики через несколько лет превратятся в молодых специалистов, и, переступив порог университета, встретятся со множеством вызовов. Значительно расширится спектр задач, решение которых будет требовать глубокого понимания принципов работы компьютеров. Поэтому они должны учиться находить решение проблемы, используя определенные алгоритмы, автоматизируя процессы, получая результат с наименьшими затратами.

Даже сам мир профессий становится все более разнообразным и менее стабильным, долгосрочные контракты на сотрудничество предлагаются реже, растет доля занятости по принципу проектного найма. Человеку как никогда необходимы  умение эффективно решать возникающие проблемы, доводить начатое до конца и быть устойчивым в ситуациях неопределенности.

Американский профессор Жаннетта Винг считает, что в будущем вычислительный стиль мышления должен стать таким же фундаментальным навыком для каждого, как чтение и письмо, и школьников нужно обучать ему с ранних лет. А поскольку СТ – метапредметный навык, развивать его нужно комплексно, через различные школьные предметы. 

Подобный опыт необходим нашей системе образования, важно лишь найти подходящий формат. Для этого мы предлагаем использовать проектный метод и приводим пример кейса для преподавателей иностранного языка. 

Как использовать преподавателю?

В настоящее время среди подростков очень популярен формат видеоигр, предоставляющих пользователю  возможность принимать решения самостоятельно и влиять на развитие сюжета. Гораздо интереснее быть не просто зрителем, а творцом собственной истории. 

Преподаватель иностранного языка может с легкостью переложить прием персонализации сюжета на чтение старого доброго фэнтези – Harry Potter или Chronicles of Narnia. В этих книгах, как и в видеоиграх, в центре внимания находится целая группа разношерстных персонажей. Как можно создать и “прокачать” собственного игрового персонажа, так и при чтении книги можно выбрать того, чью историю развития будешь прослеживать, отмечая, как он себя проявляет в различных ситуациях и изменяется по ходу сюжета.

Работа над книгой состоит из трех базовых этапов и дополнительного творческого задания:

  • чтение, структурирование материала;
  • обсуждение и анализ материала, работа с алгоритмами;
  • рефлексия;
  • творческое задание (выполняется школьниками по желанию).  

Чтение, структурирование информации

В качестве домашнего задания школьники должны прочитать одну главу, а также зафиксировать последовательность событий, происходящих с персонажем. Это можно делать письменно или, например, в онлайн-конструкторе Padlet. Ниже приведен dashboard, составленный преподавателем по книге Chronicles of Narnia. Каждый столбец соответствует сюжетной линии отдельного персонажа и состоит из коротких заметок. У школьников макет будет отличаться: им необходимо вести лишь один столбец – сюжет выбранного персонажа, однако заметки будут больше, с детальным планом каждой главы.


Анализ информации, построение алгоритмов типа  decision tree

Урочная деятельность включает в себя дискуссию, первый этап которой позволяет школьникам провести анализ прочитанного материала. Преподаватель задает вопросы, позволяющие осмыслить действия персонажа. Какие события произошли с персонажем? Каковы были возможные пути решения проблем, с которыми он столкнулся? Что бы означал для развития сюжета выбор каждого из возможных вариантов? Почему персонаж поступил именно так? 

Такой подход позволяет представить историю персонажа как последовательность из open-ended problems, способ решения каждой из которых впоследствии влияет на развитие сюжетной линии. Далее информация, собранная учениками при чтении и обсуждении материала, оформляется в виде алгоритма decision tree, отображающего возможные варианты развития событий.


Рефлексия 

Продолжение урочной деятельности. Второй этап дискуссии предполагает рефлексию по прочитанному и проанализированному материалу, в ходе которой у школьников происходит примерка роли персонажа на себя. Они размышляют над вопросами: а что бы сделал я на месте персонажа? какие последствия были бы у моего выбора?  Дается оценка собственного выбора с точки зрения морали. Больше о моральном развитии можно узнать здесь и здесь.

Дополнительное творческое задание

Последний этап выполняется по желанию, поскольку является более сложным и требует достаточно высокого уровня подготовки учащихся. 

Предлагается написать сценарий видеоигры по книге, где выбранный ими персонаж, попадая в ту или иную ситуацию, принимает определенное решение.  Они должны продумать варианты развития событий для каждого возможного выбора. 

Что приобретут школьники в результате выполнения подобного проекта?

  • Обогащение лексического запаса
  • беглый, свободный темп  разговорной речи на английском;
  • навык построения decision tree algorithms;
  • умение анализировать и структурировать информацию;
  • умение действовать в ситуации open-ended problems и находить наиболее эффективное решение;
  • видение морального аспекта в каждом выборе.

Коротко о главном

Развивать computational thinking у школьников можно и нужно. Навыки, сформированные через подобные проекты, помогут им увереннее чувствовать себя в нестабильной среде, быстрее адаптироваться ко взрослой жизни, осознанно принимать решения и брать на себя  ответственность за их последствия. 

Что вы думаете по поводу данного навыка? Имеете ли опыт развития computational thinking? Интересно ли попробовать?



Кучкартаева Анастасия

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    480 5

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×