“Моральный кодекс” для учителей

“Моральный кодекс” для учителей

Издревле учителя почитались как люди, которым доступно высшее знание. Наша профессия подразумевает не только огромное количество деталей, которые необходимо держать в голове, и не только бесчисленное множество непредсказуемых ситуаций и проблем. Она также налагает на нас обязательства. Все знают о предложенном недавно кодексе этических норм для учителя. Сам факт его появления вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Однако полностью отрицать необходимость наличия подобного документа не представляется возможным. Медленное стирание границ между «можно» и «нельзя» и постепенное исчезновение запретов приводит нас к непониманию современных рамок морали. Я учитель. Где заканчивается мое «можно»? Допустимо ли говорить с учеником на «ты»? А быть ему другом? А крепко выругаться прямо на уроке – мы же вроде как «друзья»? Младенцу надо чувствовать ограничения в виде пеленки и кроватки. Подростку – видеть и понимать рамки дозволенного. А взрослому человеку? Трудно говорить на подобные темы, но все же и преподавателю необходимо иметь внутри какую-то опору. Зачем? И так ли уж это надо? Обсудим.

Аргументы учителей против “официальности”

«Я современный, не хочу казаться скучным»

Иногда может показаться, что соблюдая жесткие принципы, будешь выглядеть как зануда-ботаник. Однако соблюдение норм морали не означает скучную однообразную жизнь. Мораль лишь делает ее чище и приятнее, придает ей более глубокий смысл. Если мы делаем правильный и здоровый выбор (не только в физическом, но и в этическом плане), это улучшает наше психологическое состояние, помогает нам уважать себя, а другим – уважать нас. И это та опора, которая может спасти в сложной жизненной ситуации, когда что-то не клеится в других сферах. К тому же, мораль и нравственность – это не устаревшие понятия из прошлого, а то, что нам необходимо сохранять, чтобы не деградировать. В конце концов, что мы теряем? Для разнообразия можно и попробовать – это затягивает.

«Я слишком молод, чтобы обращаться к сверстникам на «вы»

Часто приходится слышать и такое. А с какого возраста будет можно начинать? Не стоит связывать официальные правила с возрастом, полом, внешностью. Обращение на «вы» делает общение более уважительным, культурным и понятным, приносит удовольствие. К тому же, есть люди, которым может быть неприятно, когда им «тыкают», не спросив их разрешения – это считается проявлением фамильярности. Говоря малознакомому студенту/коллеге «ты», мы грубо нарушаем его личные границы и вызываем внутренний дискомфорт с самых первых минут общения, что сразу портит впечатление о нас. Скромный человек может этого не показать, но обязательно почувствует насилие над собой. Хотим ли мы наносить вред окружающим?

«Я хочу дружить со своими учениками»

Если мы допускаем сильное сближение со студентом, дальше будет все сложнее определять, где эта черта между дружбой и отношениями «преподаватель-ученик». Более того, студент может начать этим пользоваться и перестать делать домашнее задание, не приходить на уроки вовремя, внезапно отменять занятия без предупреждения и потом не оплачивать или просить не отмечать их как «пропущенные по вине ученика». Поэтому необходимо в самом начале договориться о правилах сотрудничества и подумать сто раз, перед тем как менять стиль общения. Уточним, это не отменяет дружелюбия, обмена интересными материалами, персонализации, шуток и «своих» тем. И уж точно не мешает выражать себя в проведении уроков, создании материалов и творчестве.

«Я открытый человек, зачем мне все эти ограничения»

«Все эти ограничения» помогают более эффективно выстраивать процесс обучения. Если выражаться языком метафор, преподаватель – это такой волшебный источник с живой водой, который внутри себя может обладать огромной свободой, помогающей ему вести других за собой. Но для этого источнику необходимо оставаться чистым. Вполне можно быть открытым, искренним, но с принципами. Эта внутренняя сила вызывает уважение. И из-за этого нас не будут любить меньше. Зачастую именно вежливость преподавателя и его нравственные ценности покоряют с первых минут урока и помогают студенту доверять учителю и работать над достижением своих целей эффективнее. Не к этому ли мы стремимся? В данном контексте лучше, чтобы ученики тянулись к преподавателю как к примеру для подражания, а не наоборот. Нам вовсе не обязательно быть “своими в доску”.

Мини-кодекс для преподавателя

  1. Этикет общения

Онлайн-студенту будет очень приятно, если перед тем, как пригласить его на урок, красноречиво отправив ссылку, мы представимся и напомним о намеченном занятии. В офлайн-формате тоже стоит показывать пример в плане культуры коммуникации – грамотно выстраивать речь (да, и на русском!), избегать фамильярности, пресекать расспросы о личной жизни, попытки посплетничать и стараться нейтрализовывать негатив. Все перечисленное можно отнести и к формату общения с учениками в соцсетях и мессенджерах.

  1. Терпение

Студенты приходят к нам, чтобы много и упорно ошибаться. У них будут проблемы с ударением, пониманием наших объяснений (а иногда и инструкций к заданиям), восприятием текстов на слух и жестоким беспринципным выбором между True и False. Если студент не ошибается, то либо его уровень определен неверно, либо конкретное задание слишком легкое. Сила воли нужна еще и для того, чтобы выстраивать и защищать границы в общении – порой это бывает крайне непросто – а также при работе со “сложными” или возрастными студентами.

  1. Продумывание тем для обсуждения

Помимо общеизвестных тем, которых принято избегать (политика, религия, близкие отношения), существует множество других вопросов, которые могут ранить наших студентов: “How many children would you like to have?”, “Describe your sister’s personality” (а сестры, к примеру, уже нет), “Let’s discuss different types of diseases”… Иногда мощь интуиции позволяет не допускать таких ситуаций, однако, порой то, что приемлемо для нас, может ударить в самое сердце ученику. Трудно знать заранее детали о его семье, питомцах, психологических травмах, страхах и фобиях. Поэтому при наличии сомнений лучше уходить от обсуждения «опасных» тем.

  1. Защита границ при обучении противоположного пола

Как бы ни хотелось иногда сократить дистанцию, особенно если человек нашего возраста… Это стоит делать с большой осторожностью. Наша задача в первую очередь – помочь студенту достичь цели. И ничто в целом мире не должно этому мешать. Старое как мир «нечто большее» в отношениях между преподавателем и студентом может сыграть как в плюс, так и в минус. В лучшем случае платонические чувства приведут к невероятному успеху ученика. В худшем – к потере эффективности занятий и вынужденному последнему «goodbye».

  1. Продумывание имиджа

Современному преподавателю часто приходится создавать образ – как в реальном, так и в виртуальном классе. Слишком откровенная одежда может попросту отвлекать учеников от предмета, а значит, наша работа будет насмарку. А безграничная свобода онлайн – подписка на сомнительные паблики, грубые высказывания и комментарии, посты на спорные темы – может привести к потере уважения со стороны студентов. Кстати, страницу преподавателя могут просматривать и родители, и администраторы учебных заведений, и даже потенциальные работодатели. Больше советов по поведению в соцсетях можно найти здесь.

Вместо P.S.

Пока не столкнешься с потерей ориентиров, может показаться странным, что преподавание может спасти внутреннюю планку и придать уверенности в себе и своем пути. В каком-то смысле именно эта профессия может стать своеобразным способом духовного развития: мы помогаем людям, поддерживаем их в обучении, но, помимо этого, еще и являемся примером – как языковым, так и поведенческим. Ученикам бывает интересно, какой образ жизни мы ведем, какими хобби занимаемся, чем живем и как смотрим на вещи. Поэтому не будет преувеличением сказать, что мы способны влиять на других людей. И было бы по-настоящему здорово, если бы это влияние было положительным. 

Однако современная мода на эпатаж и перенос компанейского поведения в профессиональную сферу скрывает в себе опасную иллюзию вседозволенности. Для некоторых преподавателей это становится экстремальным видом спорта и может доходить до крайностей: например, вот я сейчас выругаюсь на уроке, а никто, может, и не узнает. Только вот на что приятнее опираться – на внешнюю угрозу наказания или на внутренние принципы, пусть им и непросто следовать? На возможное увольнение или на совесть и свой профессионализм? Этот выбор приходится делать каждый день. Кроме того, решив быть чистыми и светлыми (и, не дай Бог, возомнив себя лучше других), мы сразу сталкиваемся с реальностью, которая начинает испытывать нас на прочность и создавать ситуации, в которых становится понятно: нам есть, к чему стремиться, и в этом мы все очень похожи. Но бороться стоит. Так кто мы сегодня и как поступим?

А как вы относитесь к моральным принципам в работе преподавателя?



Полина Черепащук

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    3080 7

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×