Порог чувствительности к чужим словам и мнениям у всех разный. Что один даже не заметит, на то другой от души посмеется, а третий воспримет близко к сердцу и будет неделю переживать. Но все же преподаватель английского – это авторитет, потому с сообщениями, которые мы открыто формулируем или подразумеваем, нужно быть аккуратными. Что лучше не говорить студенту или при нем?
«Вы такой умный (одаренный, способный)!»
Похвалу любят многие, и многих она мотивирует на дальнейшие учебные подвиги. Но ученые из Стэнфорда пришли к выводу, что похвала врожденным способностям в длительной перспективе демотивирует. Во-первых, в момент произнесения этих слов учитель подразумевает, что заслуга студента невелика, что учебный материал дался ему легче, чем другим. Во-вторых, в следующий раз столкнувшись со сложной темой или прокрастинацией, студент будет стараться меньше, надеясь на унаследованные способности к языкам, а не на трудолюбие, дисциплину и мотивацию.
Альтернатива: «Вижу, вы отлично поработали и потратили немало сил на изучение этой темы».
«Вы меня поняли?»
Даже самый уверенный в себе человек вряд ли ответит на вопрос откровенно: «нет, вообще-то не понял» (особенно если перед этим вы потратили 10 с лишним минут на объяснения). В результате учебная тема по-прежнему будет для студента «темным лесом», да еще и подсознательный осадочек останется (мол, меня загнали в угол, пришлось сказать неправду).
Альтернатива: Если речь шла о каком-либо правиле, можно задать уточняющий вопрос на понимание «Так здесь вы ставим is или are?». Если же вы обсуждали какой-то организационный вопрос – подойдет формулировка «Так что вам теперь следует делать?»
«Вы в прошлый раз не слушали?»
Эта фраза выдает наше раздражение от того, что в конкретный период времени мы не были центром вселенной студента. И хотя она может призвать к дисциплине, она же вызывает желание оправдаться – а это никому не принесет какой-либо пользы.
Альтернатива: Возможно, студент – ярко выраженный визуал быстро теряет ход вашей мысли, если вы говорите «слишком долго» (измеряя, естественно, его внутренними ощущениями). Дублируйте важные тезисы на экране в виде текста или картинок – так они будут восприниматься лучше. Ну и, конечно, учитывайте физическое состояние: уставшему человеку сложнее быть внимательным. Помогут зарядки (двигательная активность) и частая смена занятий.
«Ну, это просто»
Что просто и очевидно для человека, который годами изучает язык, может быть заданием формата «миссия невыполнима» для студента-новичка. Произнося эти слова для ободрения и поддержки, мы либо вынуждаем расписываться в недостатке способностей (ну вот, я такой глупый, что даже это не могу осилить), либо вызываем подсознательное раздражение в ответ на манипуляцию.
Альтернатива: Просто не говорите так. В конце концов, эта фраза не несет информационной ценности, а призвана заполнить паузы в беседе.
«А у меня был ученик…»
Истории-аналогии (особенно истории успеха) в теории призваны ободрить или вдохновить студента. Кроме того, рассказывая их, мы тонко намекаем, как студенту повезло с преподавателем. И хотя есть люди, которым пример другого человека поможет – особенно если в рассказе будут практические советы, – большинство воспринимают их как сравнение (не в свою пользу).
Альтернатива: Если история вспомнилась, не пересказывайте ее, а поищите а) в чем сходство с ситуацией на нынешнем уроке, б) какие действия помогли успешно справиться с проблемой в прошлый раз.
«Вы всегда… Вы никогда…»
Фразы с таким началом – это обобщения, граничащие с ярлыками. Они основываются на прошлом (в основном) негативном опыте и могут не отражать реальную картину, но способны быстро уничтожить мотивацию к заданию, уроку, учебе в целом.
Альтернатива: Старайтесь воспринимать каждое занятие и каждого студента как «чистый лист». Если возникает желание обобщить предыдущий опыт, смягчайте формулировки: «иногда», «временами», «бывает, что…» – или просто вспоминайте конкретный пример.
«У вас есть вопросы?»
У большинства из нас еще со школьной скамьи выработался рефлекс отвечать «нет» на этот вопрос. Во-первых, дополнительные вопросы продлят урок (и укоротят перемену). Во-вторых, одноклассники за это спасибо не скажут (еще и посмеются над тем, что ты «тормоз»). Послушавшись рефлекса, студент уйдет с урока без полного понимания темы.
Альтернатива: «Какие у вас есть вопросы?» Если нужен диалог – вопросы должны быть открытые.
***
А еще не стоит:
- пытаться всячески заполнять паузы речью преподавателя (=TTT, Teacher Talking Time),
- заканчивать ответы за студента,
- комментировать каждое выполняемое действие (хотя маленьким ученикам это может внушить уверенность),
- дословно повторять ответы студента.
Аудиал-человек, принимающий информацию посредством слуха, а визуал-зрения…
Все верно!