“Чтобы слушали”: 7 способов добиться от студентов внимания и вовлеченности

“Чтобы слушали”: 7 способов добиться от студентов внимания и вовлеченности

Американский гитарист Джими Хендрикс как-то сказал: «Знающий говорит, а мудрый слушает». Идеальная картинка идеального занятия со студентом, не так ли? К сожалению, не всегда так: внимание студента – вещь хрупкая. И даже от мастерства преподавателя оно не всегда зависит. Студент может думать «о своём», плохо себя чувствовать, быть уставшим, отвлекаться на назойливые оповещения, прилетающие со стороны смартфона…

Чтобы на следующем занятии не пришлось вновь дословно повторять то, что уже прошли / обсудили / усвоили – используйте способы добиться от студентов внимательного слушания, о которых расскажем ниже.

Подавайте пример

Приятно, когда тебя слушают. Даже в позиции «ведущего» демонстрируйте внимание к словам студента, когда он отвечает или рассуждает. Во-первых, это задаст общую атмосферу вовлеченности на занятии. Во-вторых, хорошее воспитание и вежливость никто не отменял – студенту будет неудобно игнорировать вас и ваши слова.

Совершайте намеренные ошибки

Предупредите студента, что будете намеренно путать слова, или окончания, или конструкции, так что его задача – подловить вас на ошибке. Мало существует более приятных занятий, чем находить соломинку в глазу у ближнего (особенно если он не против). Студент непременно вовлечётся в процесс и станет весь внимание.

Не повторяйтесь

Метод звучит спорно, но логика его проста: если студенту известно, что ради его удобства и хорошего результата на занятии вы повторите важную информацию дважды, трижды и столько раз, сколько потребуется, – в первый он вряд ли будет слушать. Даже если фактически повторяете сказанное, перефразируйте, обыгрывайте иначе, приводите новые примеры, чтобы повторение не было для (не слишком внимательного) студента очевидным.

Используйте жесты и игры на внимательность

Если студенту предстоит некоторое время внимательно послушать вас или диктора, заранее договоритесь о жестах-сигналах, которыми он будет в процессе слушания выражать понимание материала или речи (палец вверх), непонимание речи (жесты отрицания, например, скрещенные пальцы). Можно также заранее обговорить жесты согласия или несогласия с тем, что звучит: один палец вверх – согласен, два пальца – не согласен, три пальца – не определился, или есть вопрос. Подключение жестов очень нравится детям, а также стеснительным взрослым-новичкам, которые боятся совершить ошибку.

Договоритесь со студентом в начале занятия о кодовом слове. Это может быть что-то из недавно изученной темы или любое слово, не слишком часто встречающееся в речи. Если студент услышит его на уроке – он должен хлопнуть в ладоши или подать знак как-то иначе. Игру лучше использовать дозированно: например, ограничить время «поиска слова» или «искать» только во время разминки.

Говорите меньше или иначе

С педагогической точки зрения, мы лучше учимся, когда делаем/говорим сами. Если же нас интересует вовлеченность студента и способ удерживать его внимание на занятии, то необходимо создать ценность (очевидную или подразумеваемую) того, что мы говорим. В обоих случаях способ один и тот же: меньше говорить. Тогда всё, сказанное нами, будет восприниматься как важное, необходимое, требующее активного слушания.

Иногда полезно менять громкость речи – например, говорить тише. Громкую речь слишком легко услышать, если же требуется приложить усилия, то и внимание «включается». Но не перестарайтесь – в больших дозировках это раздражает.

И, конечно, пригодятся полушутливые интонации – например, «голос робота» или ярко выраженные, узнаваемые акценты (например, французский или немецкий).

Позволяйте переключаться

Активно и увлеченно слушать в течение долгого времени обычному человеку сложно. Чтобы помочь своему студенту сохранять концентрацию внимания, заранее договоритесь о полезных передышках. Например, если нужно внимательно прослушать текст, периодически делайте паузы – пусть студент запишет любой вопрос, который у него сформировался о предмете текста. Во время объяснения сложного правила делайте микропаузы и предлагайте студенту схематически зарисовать его (не важно, насколько правильно всё будет отражено, важно активное «переваривание» полученной информации). 

Подключайте звуки

Большинство людей – визуалы, тем неожиданнее и ценнее становятся любые звуки, звуковые сочетания или даже отсутствие каких-либо звуков, тишина. Слушание с точки зрения эволюции – запасной канал получения важной для выживания информации, поэтому когда что-то в звуковом фоне меняется, такая перемена неизменно привлекает внимание. Во-первых, экспериментируйте со звуками: пусть по необходимости звонит колокольчик, играет ксилофон, звучит барабанная дробь. Отрывки музыкальных композиций на уроке тоже уместны, если а) звучат недолго, б) несут нужный подтекст. Нужен пример? Музыкальная тема из фильма «Миссия невыполнима». 

Ну и напоследок очевидные способы, которые помогают не терять внимание студента во время занятия:

  • «нет монотонности» – каждые 15-20 минут род занятий лучше менять, или делать передышки, или удивлять студента чем-то неожиданным (с детьми интервал может быть короче),
  •  «да движению» – двигаться полезно студенту, двигаться желательно преподавателю; за этим советом стоит и физиология, и особенности преподавания онлайн, ведь «в кадре всё время должно что-то происходить»,
  • «нет гаджетам» – смартфоны в сторонку и экраном вниз, звук уведомлений выключить (а на десктопе – и и сами уведомления, которые всплывают прямо на экране, например, уведомления из мессенджеров).

Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    830 3

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×