“Зачем мне ментор?”: как помочь преподавателю-новичку избежать профессионального выгорания

“Зачем мне ментор?”: как помочь преподавателю-новичку избежать профессионального выгорания

Преподавателей можно разделить на две группы – звезды и метеориты. Одни разгораются так ярко, что ведут за собой других по миру знаний, другие же вспыхивают на короткое время и сгорают. Это сравнение не делит нас на хороших и плохих, оно обращает наше внимание на важную проблему в мире образования – профессиональное выгорание начинающих преподавателей. 

Немного статистики

В Пенсильванском университете было проведено исследование The Transformation of the Teaching Force.  Проанализировав данные о текучести кадров среди преподавателей государственного и частного секторов, специалисты пришли к выводу, что 45% преподавателей бросают карьеру в первые пять лет

Разбив общий процент по годам и построив график, мы наблюдаем следующую зависимость – чем дольше работает новичок, тем ниже вероятность его ухода из профессии. В первый год работы она составляет 12%, в пятый – лишь 6%. 



Почему наибольшее количество людей покидает сферу преподавания в первые годы? Почему через пять лет риск ухода снижается в 2 раза? Каковы причины такой зависимости и что делать с утечкой кадров?

Личная история

Поделюсь историей из начала карьеры, когда я едва не вошла в эти 45%. 

Работа преподавателя мне понравилась с первого дня. Хотелось попробовать все возможные форматы, а потому в расписании с моего согласия появились уроки с детьми и взрослыми, групповые и индивидуальные занятия, даже корпоративные клиенты. Единственный минус – в офисе я проводила практически весь день, с 9 утра до 9 вечера, плюс три часа тратила на дорогу. Работала по шестидневному графику, личный рекорд составил 10 уроков за день. 

Через полгода жизнь превратилась в день сурка, временную петлю, из которой невозможно выбраться. Я могла расплакаться без причины, появилась продолжительная бессонница, постоянная усталость, начались проблемы с ориентацией в пространстве, в итоге я оказалась в больнице. 

Незнание особенностей работы преподавателя, нежелание отказываться от высокой нагрузки, погоня за деньгами, трудоголизм – примерный перечень причин, которые привели меня к первому профессиональному выгоранию всего за семь месяцев работы. 

Но даже когда выгоревший преподаватель делает вынужденный перерыв, ситуация к лучшему может и не поменяться. Мы получаем в подарок огромный букет страхов и сомнений. Не подхожу для профессии, всех подвел, больше не смогу преподавать. 

Профессиональное выгорание – почему у новичков?

Моя история – лишь капля в океане. Профессиональное выгорание затаилось в недрах каждой профессии, где работник ежедневно должен общаться с массой людей. Ситуация будет еще хуже, если вам присущи повышенное чувство ответственности и максимализм.  

Зачастую эти качества и осложняют новичкам-преподавателям процесс вхождения в профессию. Они приходят на работу с горящими глазами, желанием менять мир и синдромом savior behavior, не зная до конца своих возможностей и “запаса заряда”. Они готовы отдать всех себя профессии, взрываются фейерверками идей и проектов, но по причине неопытности не знают, где и когда нужно сбавить темп, и  быстро сгорают. Злая шутка состоит в том, что способности и талант в нашей сфере наиболее быстрыми темпами раскрываются в первые несколько лет, и именно в это время мы теряем около половины кадров. Вот почему так важно в этот таящий множество опасностей период поддерживать и мудро направлять загорающуюся звезду, иначе в недалеком будущем мы увидим ее падение. 

Важность менторства для начинающих преподавателей

Моя история имеет прекрасное продолжение: я перешла в онлайн преподавание, исчезли страхи, нормализовалось физическое состояние. Уже научилась отказываться от непосильной нагрузки, разумно распределять рабочие часы и чутко прислушиваться к собственному организму. Заметив симптомы выгорания, стараюсь вовремя применять профилактические меры. Позитивные перемены стали возможны благодаря моему желание изменить ситуацию к лучшему, а главное – я начала работать с ментором.

Ментор – это одновременно и коллега, и психолог, и наставник, и старший друг. С ним можно обсудить не только эмоции, текущие проблемы в образовательном процессе, но и карьерные возможности. 

На собственном примере я оценила, насколько наличие качественного (не номинального) наставничества облегчает процесс вхождения в мир преподавания, позволяет укорениться в нем и обрести свое профессиональное я.  

В чем состоит польза от работы с личным ментором?

  • инсайты о сфере образования и ее особенностях; 
  • осознание своего места в мире преподавания;
  • обретение индивидуального стиля преподавания, подачи материала; 
  • осознание своих сильных сторон и план по их дальнейшему развитию. 
  • ответы на вопросы: чего я жду от своей работы, хочу ли я остаться в преподавании, кем я себя вижу через 5-10 лет, какие направления профессионального роста мне интересны и доступны.

Как выбрать того самого, единственного

Своего ментора можно найти различными способами – на конференциях для преподавателей, на онлайн-площадках (например, Mentor Network), среди знакомых коллег (мой вариант), в социальных сетях (например, сообщество Prague Language Leading Centre в VK).

Если для вас важную роль играет живое общение, предпочтительны менторские сессии оффлайн. Не менее эффективным может быть онлайн-формат с более широким охватом профессионалов. 

Обратите внимание на следующие пункты.

  1. Профессиональный опыт.

Для наставничества начинающих учителей более предпочтителен профессиональный преподаватель, нежели коуч, не связанный с образовательной сферой. Не бейте тревогу, если ваш наставник специализируется на другом предмете (мой более 20 лет преподает физику). Обращайте внимание на его компетентность, помогли ли вам советы, которые он давал в своих материалах? Многолетний стаж позволяет ментору взглянуть на ваш кейс системно – он видит общую картину процесса вашего профессионального развития, понимает, на какой стадии вы находитесь, и дает рекомендации, подходящие именно для вашего случая.

2. Личность наставника.

Вопрос не в звездном статусе, а в психологической гармонии. Ментор должен быть сбалансированной личностью. Например, обладать критическим мышлением, но не переходить к циничным высказываниям. Он должен быть чутким, поддерживающим и гибким,  а также способным давать объективную оценку вашим действиям. Конструктивная критика, сказанная профессиональным наставником, не ранит ваши чувства, а открывает потенциал для роста и направляет ваш талант в правильное русло. Такая сбалансированность свидетельствует о зрелости человека и готовности к ответственной роли наставника.

3. Психологическая совместимость.

Каким бы длинным ни был послужной список наставника, эффективное взаимодействие невозможно без последнего пункта. Намного легче выполнить это условие, если вы будете работать со знакомым педагогом, качества личности которого хорошо знаете. Психологическая совместимость или ее отсутствие в этом случае – not a big surprise.  Если же ментор вам не знаком, проведите исследование опубликованного ментором материала (заметки в блоге, статьи, открытые вебинары) и сделайте свои выводы. 

Сложно ли вам было входить в профессию? Часто ли вы сталкивались с профессиональным выгоранием? Есть ли у вас личный наставник? Эффективно ли менторство, по вашему мнению?


Кучкартаева Анастасия

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    5171 17

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×