5 правил воспитания умных школьников

5 правил воспитания умных школьников

В толковом словаре русского языка можно найти следующие определения слову “умный”: 

  1. Обладающий здравым умом, сообразительностью (о человеке, людях)
  2. Порождённый умом, свидетельствующий о рассудительности, разумности или образованности, учёности.

Из определения видно, что “умный” и “сообразительный” – это своего рода синонимы. А еще свидетельством наличия ума являются рассудительность, разумность и образованность. Давайте теперь разберемся, как же добиться того, чтобы наши школьники стали умнее, а не наоборот.

Все еще считается, что показателем ума является результат IQ теста, который у взрослого человека должен быть не менее 70 баллов. Однако, согласно теории множественного интеллекта, о котором мы подробно писали здесь, данный вид теста направлен на проверку только одного вида интеллекта – логико-математического. Это не значит, что люди, и дети в том числе, с преобладающими другими интеллектами являются глупыми. Итак, давайте выведем несколько правил, которые помогут сделать наших школьников умными и разносторонними личностями:

Правило №1. Не доверять IQ тестам

Да и тестам вообще. Тесты могут выполняться наугад, а также сводят всех к одинаковости. Гораздо важнее, как ребенок к решению приходит, как он мыслит, чем руководствуется. Всегда просите своих подопечных объяснить, как они пришли к тому или иному решению. Ведь для развития мозга важно именно это, а не сам правильный или неправильный ответ. 

Прислушиваться к интересам ребенка и стараться использовать задания на развитие разных интеллектов, подходить к заданию с разных сторон, чтобы заинтересовать каждого – вот один из вариантов помощи детям школьного возраста.

Правило №2. Рассказывать учащимся обо всем на свете

Конечно, интерес и любопытство хорошо прививать с самого рождения. И заниматься этим в идеальной ситуации должны в первую очередь родители. Однако, все семьи разные, а дети-то так или иначе помимо родителей общаются и с учителями. А значит, тут-то мы и можем помочь и школьникам, и их родителям. 

На уроке можно изучать не только грамматику и новые слова, но читать, смотреть и узнавать новое. Здесь пригодится методика CLIL как при работе с младшими школьниками, так и с подростками и учебники, построенные с учетом такой методики (здесь можно найти литературу по младшим школьникам и по подросткам). Пусть не каждый урок будет проходит с таким подходом, но даже в уроки государственной программы можно вплести тексты или видео с учетом методики интегрированного обучения.

Например, в учебниках Spotlight есть секция Spotlight on the UK/Russia, где рассказывается про особенности культуры, искусства, историю – а это и есть элементы CLIL. Не стоит игнорировать данный материал, наоборот, его можно обогатить, чем вызвать у учащихся больше интереса к языку и другим предметам.

Правило №3. Больше чтения

Когда мы читаем, то наше воображение работает на полную мощность, помогая нам представить себя в роли главного героя. Мы можем переживать эмоции и события, происходящие в книге. Это не только учит эмпатии, но и помогает гипотетически справляться с различными проблемами. 

Научная фантастика же помогает развить воображение как никакой другой жанр – именно в научной фантастике предлагается представить изобретения и события, которые реально не существуют. Так Жюль Верн и Айзек Азимов могут помочь не только развить навык чтения на английском языке, но и помочь с развитием воображения у школьников. Список подходящих для подростков книг для чтения по уровням можно найти здесь

Правило №4. Развивайте критическое мышление

Все предыдущие пункты сводятся к развитию критического мышления – способности рассуждать и уметь объяснять свою точку зрения. Именно для этого необходимо иметь хорошее воображение, большой багаж знаний о мире вокруг нас и уметь выстраивать логические цепочки.

Важным помощником в развитии данного навыка послужит работа в группах и обсуждение прочитанного/просмотренного/прослушанного. Просите студентов как можно чаще делиться друг с другом своими мыслями и эмоциями по поводу узнанного, а также просите их сравнивать то, о чем они узнали (например, в стране изучаемого языка) со своими ощущениями, опытом и мыслями.

Правило №5. Поощряйте ошибки

Ошибки – процесс познания и накопления жизненного опыта. Без ошибок невозможно обучение в принципе. Всегда по началу мы делаем что-то неправильно, а только потом понимаем, как наши действия надо изменить, чтобы прийти к необходимому результату.

В школе, конечно, ошибки неразрывно связаны с оценками. Однако, если учащийся ошибается неэффективно ограничиться выставлением ему оценки в дневник или журнал, важно объяснить, как сделать работу лучше, как избежать подобной ошибки в будущем и как облегчить таким образом жизнь учащемуся.

С каждым годом вводятся все больше и больше экзаменов и мышление наших детей ограничивается выполнением заданий по шаблону, однако для жизни после школы шаблонное мышление не принесет большой пользы. Гораздо больших успехов могут добиться те, кто видит мир шире и под разными углами. Не забывайте об этом. 

Пусть ваши уроки будут наполнены не только грамматикой и лексикой, но и навыками для жизни. 

Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    970 7

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×