Учеба – это тяжелый труд. Наверное. Но это не точно. Особенно если речь о том, как учатся дети, пока «добрые» родители и учителя не внушат им про труд, дисциплину и обязанности. Именно благодаря «легкомысленному» подходу к учебе дети умудряются уложить в свои головы огромные объемы информации из школьной программы, все перипетии сюжета «Гравити Фоллз» и – куда ж им деваться! – азы английского языка.
«Везёт им! – скажете вы. – Они же дети, им учеба легче даётся». И присоединитесь к хору ученых, исследователей, педагогов, которые не первый год рассказывают об особом «учебном окне», когда любые знания, в том числе один, два, даже три иностранных языка ребенок поглощает как губка – без сомнений и сложностей. Гипотеза «лингвистического окна» пока окончательно не подтверждена, но доказанные аргументы всё же есть: например, исследователи из Стэнфордского университета выяснили, что дети действительно лучше воспринимают фонемы – как родного, так и чужого для них языка.
Ок, бумер! Физиологию мозга не обманешь. Но ведь психику обмануть – или уговорить – легче! Если мы не можем учиться как дети, мы можем перенять их подход к обучению. Расскажем, чему взрослые могут научиться у детей, чтобы занятия английским языком перестали быть «обязаловкой» – тяжкой, неподъемной ношей. (А вы расскажите своим студентам ;))
Безоговорочно доверяйте
Когда 5-летний детсадовец садится на цветной стульчик перед «взрослой» доской, чтобы узнать, как будет «кошка» по-английски, он не уточняет у преподавателя, нужно ли ему на самом деле это слово, надо ли запомнить его сейчас, и точно ли «кот» и «кошка» по-английски звучат одинаково.
Не поддавайтесь соблазну «раскладывать по полочкам». Как только вы включите логику – а иногда она отлично помогает, например, при изучении грамматических конструкций, – вы выключите открытость новому и спонтанность. Потому любое исключение из правил вызовет в вас протест, а строить фразы на основе грамматической конструкции вы будете осторожно, словно по минному полю идёте.
Дети просто доверяют экспертизе и опыту преподавателя, принимают учебную информацию, пропускают через себя и, если повезет, запоминают. Будьте как дети: уж если выбрали онлайн-школу, программу, преподавателя – дальше плывите по течению и наслаждайтесь процессом.
Будьте бесстрашными и уверенными в себе
Дети не боятся ошибаться. Они с рождения привыкли к тому, что чем бы ни занимались – обязательно сделают что-то не так, как «надо». Умные взрослые за ошибки не ругают, глупых ребенок какое-то время способен игнорировать. Поэтому делая попытку сказать новую для себя фразу, он не волнуется о том, что «должен бы уже знать эту фразу» (но не знает). Вступая в игру, не переживает, что это игра или учебная активность ему «не по возрасту».
Вы замечали, что нормальные, здоровые дети из счастливых семей, еще не имеющие за плечами неоднозначный опыт учебы в школе, – в себе безоговорочно уверены? Произнося слова на родном или иностранном языке, они не волнуются о произношении и не сомневаются, что говорят правильно. А высказывая мнение – довольно категоричны.
Забудьте об самокритике. Участвуйте в любом занятии, которое предлагает преподаватель (см. предыдущий пункт) и верьте, что будет весело. Кстати, о веселье…
Веселитесь и развлекайтесь
Ученые, школьные уроки и обучающие ролики «обо всем на свете» на YouTube давно доказали, что чем смешнее и веселее – тем лучше. Лучше запоминается. Совсем не сложно развеселить ребенка: одна игра «пальчик гнётся» чего стоит! И тем легче он запомнит всё, что было до и после веселой игры.
Приходите на занятие в хорошем настроении, с готовностью смейтесь и улыбайтесь. Пойте «дурацкие» песенки и учите «дурацкие» стишки/скороговорки. Не позволяйте себе думать, что они ниже вашего «уровня».
Воспитывайте в себе любопытство и энтузиазм
Эти «положительно окрашенные эмоции» (цитируя Википедию) помогают учиться чему угодно. У маленьких детей обычно нет стереотипов, предубеждений, они далеки от сарказма или недоверия, открыты новому опыту и новым знаниям.
На занятиях радуйтесь возможности узнать и запомнить новое – и закрывайте глаза на то, что не всегда это новое узнаётся и запоминается легко.
Подражайте с удовольствием
Неонатальные исследователи и психологи давно называют подражание базовым учебным навыком маленьких детей. Подражая мимике, речи, движениям взрослых, малыши учатся в разы быстрее, чем это кажется возможным «умным», «думающим» взрослым.
Совсем недавно научившись кататься на велосипеде (читайте: 5 раз упав) и бросать мяч в кольцо (читайте: 25 раз промахнувшись), ребенок аналогичным образом учится с помощью действия: говорит. Копирует преподавателя, неправильно выговаривает, путает грамматические конструкции и забывает слова – но говорит.
Взрослые навык подражательства постепенно утрачивают: он у нас не в цене, а в цене критические и аналитические способности, рефлексия, навык «учиться». Забудьте об этом на время занятий английским! Всё это пригодится, когда перейдете на новый уровень: начнете учиться писать эссе, станете готовиться к профессиональным экзаменам по языку.
Забудьте про ожидания
Амбиции маленьким детям чужды (до тех пор пока взрослые их не внушат). Единственное ожидание, с которым они приходят на занятие, – это что будет весело и интересно. Они не фокусируются на долгосрочных целях (такой фокус многих взрослых подсознательно пугает).
Когда дети говорят на новом для себя языке – как родном, так и иностранном – для них важнее, чтобы их понимали, а не «звучать, как носитель языка». Кроме того, дети не считают изучение языка испытанием, неким «челленджем», ради преодоления которого нужно преодолеть себя и бросить все силы, нервы, деньги, ради… чего?
Получайте удовольствие в моменте. Промежуточные итоги подводить, конечно, полезно, как и обратную связь от преподавателя получать, – но не частите с этим.
Будьте проще, и язык к вам потянется
Лингвисты-исследователи отмечают интересное различие в изучении новых языков взрослыми и детьми (различий вообще-то много, но это – интересное). У детей в силу минимального опыта и знаний о мире словарный запас на родном языке невелик. Когда они начинают изучать второй язык, то очень быстро приходят к ситуации «могу выразить тот минимум, который хочу выразить».
У взрослых по-другому. Словарный запас их довольно велик – постарались школы, институты и книги по саморазвитию. Сталкиваясь с необходимостью выразить себя на другом языке, взрослые студенты ощущают нехватку слов-аналогов, незнание подходящих аналогичных конструкций. Что с этим делать? Упрощать!
Притворяйтесь от души
Не откроем Америку, если скажем, что ведущая учебная деятельность ребенка – игра. К сожалению, играть «по-детски» дано не всем взрослым. Но что есть игра? Это притворство.
Если у вас не получается «верить» во время ролевых игр и диалогов, – придумайте свою игру, в которую поверить будет легче. Например, участвуйте в любой активности, связанной с английским языком: в кулинарных мастер-классах, проводимых на английском языке, уроках катания на роликах от носителей английского языка, пении на английском языке в музыкальной группе.
Очень интересно, пойду реализовывать
Желаем успехов!)
Спасибо за интересную статью. Сразу же захотелось поделиться ею с некоторыми «серьезными» взрослыми студентами 🙂
так и сделайте 🙂
Отличная статья! Спасибо автору, лично я для себя узнала много нового, несмотря на шутливый тон статьи.
Мы очень рады 🙂