16 видов учителей: как использовать свой психотип на благо преподавания

16 видов учителей: как использовать свой психотип на благо преподавания

Учителя — это такие же нормальные, живые люди, как и представители любых других профессий (хотя ученики и родители порой считают иначе). У каждого из нас свои слабости и болевые точки, из-за которых случаются курьезы, недопонимания и даже конфликты. А взаимоотношения между учителями и учениками — это порой и вовсе больная тема. Мы попробовали взглянуть на преподавателей через призму одной из типологий — соционики — и дать каждому типу личности советы, исходя из ее сильных и слабых сторон. Попробуете найти свой тип по описанию?  

Конечно, чтобы определить свой психотип, одной статьи недостаточно. Зато определить свой девиз учителя можно всего за пару минут. Пройдите шуточный тест, поднимите себе настроение и получите шанс выиграть бесплатное повышение квалификации — набор курсов и лекций на 50 000 рублей!

Просветители: 

психотипы, которым присуща справедливость и открытость к обсуждению

1. Искатель — постоянно изобретает свои методики и генерирует новые взгляды в своей научной сфере. Уроки он ведет уверенно и его невозможно поставить вопросом в тупик. Он видит потенциал своих студентов и знает, кто какой объем знаний способен усвоить и кто действительно понимает материал. Однако Искателю часто не хватает последовательности: он нередко увлекается тем, чего нет в программе, из-за чего может «завалить» лишней информацией. А вот всякие социальные ритуалы кажутся ему лишними, поэтому с субординацией и поведением на уроках возникают проблемы.

Совет: не переживайте слишком сильно из-за личных отношений с учениками и не старайтесь «подружиться» со всеми. Продумайте для себя четкие правила поведения в классе и всегда помните о преподавательском этикете.   

2. Посредник — у него на уроке царит гармония во взаимодействии со студентами. Очень стремится к тому, чтобы досконально  знать свой материал, так как ошибки в понимании предмета ощущаются почти как личное оскорбление. При этом хорошо чувствует отношение учеников и без труда располагает к себе. Оптимизация и эффективность — увы, не самые сильные стороны этого учителя. Нередко урок начинает идти не по плану, а то и вовсе скатывается в хаос.

Совет: пользуясь своим обаянием и хорошими отношениями с учениками, делегируйте часть обязанностей, которые вас отвлекают и отнимают силы: пусть кто-то будет помогать вам следить за временем и напоминать про физминутку.

3. Аналитик — прекрасный преподаватель, но не очень хороший воспитатель: проще всего ему работается с учениками постарше. Предметом владеет глубоко и всесторонне, без труда меняет подачу материала в зависимости от ситуации. Принуждение ему очень не нравится — кажется, что в любой ситуации проще заинтересовать ученика, а не довлеть своим авторитетом. Поэтому, как правило, недисциплинированные и «сложные» ученики не воспринимают его всерьез.

Совет: не допускайте наглости и дерзости —  пресекайте такое поведение сразу и не давайте поблажек. Если критические ситуации напрягают, попробуйте предвосхитить их и заранее продумать, как будете себя вести в том или ином случае.


4.
Энтузиаст — преподаватель, который создает атмосферу праздника. Очень активен и любит необычные способы проведения уроков. Трудности начинаются, когда приходится укладываться в рамки урока и успевать выполнить все задачи за поставленное время. 

Совет: старайтесь меньше суетиться, не давайте эмоциям вас захлестнуть. В плане уроков выделяйте конкретные этапы и ключевые слова, которые должны прозвучать к определенному часу. Подчеркивайте в плане самое важное, а остальное опускайте, если времени начинает не хватать.

Воплотители: 

строгие, решительные люди, которые ценят перспективность и субординацию

  1. Маршал —  грамотный и одновременно требовательный преподаватель. Не терпит неподобающего поведения студентов. Умеет аргументировать свою позицию и всегда имеет четкий план действий. Считает очень важным соблюдать субординацию. С теми, кто ведет себя «неподобающе», может быть нетактичен и даже резок.

Совет: старайтесь не заводить себе «любимчиков» и относитесь терпимо к тем, кто не оправдал ваших ожиданий. Даже если ученик стоит на ушах, не воспринимайте это как неуважение. Устраивайте «минутки неформальности» — активности и занятия, во время которых непоседы могут выдохнуть и даже немного пошуметь без особого вреда для дисциплины.

2. Лирик — как и Посредник, очень настроен на идеальное владение материалом и понимание своего предмета. Хорошо заряжает подопечных позитивными эмоциями, без труда разряжает напряженные ситуации. Ценит в учениках упорство и целеустремленность, но самому их нередко недостает: бывает недостаточно требователен как к подопечным, так и к самому себе.

Совет: поменьше откладывайте на завтра. Если вы в хорошем расположении духа, не отвлекайтесь ни на что и старайтесь покончить с делами, пока вы все еще на волне вдохновения. Не допускайте завалов из непроверенных работ и не оставляйте подготовку к уроку на самый последний момент.

3. Инспектор — его уроки методичны и последовательны, словно вымерены по эталону. Инспектор строг, но справедлив. Его недостаток как учителя в том, что ему сложно ориентироваться в новой информации, пока он не удостоверится в ее правдивости и практичности лично. Поэтому такой преподаватель держится в строгих рамках сам и держит в ежовых рукавицах своих студентов.

Совет: не воспринимайте незнакомое «в штыки»: не зря говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Перед тем, как применять какое-то нововведение, поищите в интернете примеры и результаты его использования. Попробуйте провести экспериментальные уроки — они наверняка понравятся ученикам и разнообразят ваш опыт.

4. Наставник — отличный психолог, который тонко чувствует настроение своих студентов. Он знает, как воздействовать на учеников так, чтобы подстегнуть их стремление к познанию предмета, ведь он сам по-настоящему, страстно увлечен своим предметом. Тем не менее, из-за фокуса на настроении и мотивации Наставник может игнорировать какие-то более прагматичные моменты: например, самочувствие или личные предпочтения ученика.

Совет: недооценивать чужое состояние, как и свое собственное — большая ошибка. Не пренебрегайте заботой о себе и ставьте это в пример ученикам: подготовка к уроку, проверочной или экзаменам не должна вредить самочувствию — в противном случае она обернется лишь во вред.

Реформаторы: 

решительные психотипы с деловой хваткой, склонные к сотрудничеству 

1. Политик  — преподаватель-лидер, уверенный и целеустремленный. Инициативный и ответственный, без труда достигает своих целей, потому что они у него конкретны и материальны. Хуже разбирается в абстрактных понятиях, ему трудно смотреть на вещи системно и выводить причинно-следственные связи. Поэтому его знания часто могут противоречить друг другу — причем Политик может не видеть этих противоречий, пока ему на них не укажут.

Совет: всегда подкрепляйте теорию практикой, чтобы не запутаться в обобщениях и схемах. Смело обращайтесь за помощью к методистам и берите пример с тех, кто умеет объяснить материал четко и просто, без лишних «мудрствований». 

2. Критик — здорово подмечает тенденции в развитии своего предмета. Мастерски владеет фактами и способен умело ими жонглировать на уроке. Как учитель Критик самодостаточен, способен сконцентрироваться и не распыляться по мелочам. А вот понять чужое эмоциональное состояние ему бывает трудно, как и проявлять заботу о других людях.

Совет: продумайте оптимальный для себя вариант фидбека от ваших подопечных. Не забывайте про то, как важно знать, что ученикам нравится на ваших уроках, а что нет: так вы избежите конфликтных ситуаций в будущем, а материал будет усваиваться лучше.

3. Предприниматель — увлеченный исследователь, новатор и экспериментатор. Здорово владеет предметом, всячески старается улучшить процесс обучения и сделать его более продвинутым. Быстро перенимает новые способы подачи на уроке либо сам их изобретает. Однако в погоне за оптимизацией всего и вся может ненароком исключить из своей картины мира комфорт, уют и изящество. 

Совет: попросите у своих подопечных помощи в организации уюта. Если вы работаете в классе, то предложите ученикам следить за чистотой доски, поливом цветов и порядком самостоятельно. С удаленным преподаванием проще — но и здесь стоит уточнить, как лучше организовать видимое ученику пространство.

4. Хранитель — требовательный преподаватель, который придерживается общепринятых методик. Не терпит небрежного отношения к предмету и организует на своих занятиях строгую дисциплину. Неожиданности, необходимость креативить и придумывать нестандартные решения, как правило, доставляют Хранителю дискомфорт.

Совет: импровизировать рано или поздно придется — такое уж призвание! Не воспринимайте то, что идет не по плану, близко к сердцу. Лучше обратите ситуацию себе на пользу: скорее всего, ваши ученики настолько привыкли к стабильности и размеренности ваших занятий, что небольшая «встряска» им не повредит.

Перфекторы: 

им свойственны практичность и дружелюбие

  1. Советчик — способен влюбить студентов в свой предмет, увлечь и заинтересовать как никто другой. Видит студентов насквозь, прекрасно понимает их сильные и слабые стороны. Уроки у Советчика нестандартные и необычные, однако ему не всегда удается быть дисциплинированным и доводить дела до конца. Работа в жестких рамках может даваться ему крайне тяжело.

Совет: для вас идеально, когда каждый день не похож на предыдущий. Используйте свою гибкость и открытость людям, в первую очередь, на пользу себе! Постоянно открывайте для себя новые аспекты преподавания — тогда вдохновение вас не покинет, а с ним вы точно добьетесь успеха.

2. Мастер — стремится создать комфортную обстановку и по возможности избегать сильной напряженности в работе. Превосходно разбирается в своем предмете, всегда кстати вспоминает интересные факты и обожает практику. Доступно и последовательно выдает информацию. Так же, как и Критик, не слишком хорошо разбирается в людях и их переживаниях, поэтому в конфликтных ситуациях теряется и не умеет их толком разрешать.

Совет: если вы чувствуете, что вам трудно совладать с группой людей, чувствовать их энергетику и как-то влиять на нее, старайтесь «выезжать» за счет своих сильных функций. Возможно, стоит отдать предпочтение индивидуальным занятиям, в идеале — удаленным, в знакомой, комфортной домашней обстановке.

3. Гуманист — к преподаванию подходит серьезно и ответственно, старается вести свою практику в рамках принятых стандартов. Прекрасно понимает людей и их переживания, может увидеть в человеке то, что тот не видит в себе сам. Мягок и нередко идет навстречу своим студентам, недобросовестных учеников старается перевоспитать. Не терпит давления, поэтому некоторые подопечные могут сесть ему на шею, а конфликтные ситуации — привести в ступор.

Совет: хоть у вас это и очень хорошо получается, всех перевоспитать не выйдет! Не тратьте лишние силы на людей, которые вас не слушают и не слышат: ведите себя сдержанно и строго. Поддерживайте свой авторитет человека гуманного и понимающего, но не терпящего наглости.

4. Администратор — очень трудоспособный, энергичный и высокоорганизованный учитель, который постоянно стремится к тому, чтобы привлечь учеников к какой-нибудь бурной деятельности. Ответственный и требовательный, он создает комфортные условия для обучения и при этом дает высокую информационную нагрузку. А вот рассчитывать время у него получается не лучшим образом: хотел ответить на вопрос быстро, но увлекся и объяснения растянулись на пол-урока.

Совет: практикуйте методики тайм-менеджмента — вам как раз хватит собранности и самоконтроля, чтобы они работали как надо! На уроке используйте таймер или просите учеников напоминать о том, сколько времени осталось до конца занятия.

Узнали ли вы себя в одном из типов? А может, даже не в одном? Конечно, чтобы определить свой психотип, одной статьи недостаточно. Зато определить свой девиз учителя можно всего за пару минут. Пройдите шуточный тест, поднимите себе настроение и получите шанс выиграть бесплатное повышение квалификации — набор курсов и лекций на 50 000 рублей!

 

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1.1K2 6

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×