Лайфхаки, как построить долгосрочные отношения со студентами

Лайфхаки, как построить долгосрочные отношения со студентами

Занятия английским похожи на спорт. Можно работать по принципу go big or go home, чтобы выиграть чемпионат мира, можно тренироваться для поддержания себя в хорошей физической форме. Кому-то из наших студентов нужно покорить олимп международных экзаменов или пройти собеседование в международную компанию. У других же нет горящих дедлайнов, а английский выступает скорее в роли хобби. В зависимости от потребностей человека  и будут построены программа тренировок и план уроков.

При подготовке к таким событиям, как экзамен, собеседование или поступление в университет, мощным стимулом для человека выступает срочная необходимость. Студент мобилизует все свои ресурсы на определенный промежуток времени, готов работать с высокой интенсивностью для достижения заветной цели. Роль преподавателя – максимально быстро и качественно подготовить студента к определенному формату. В этом преподавателю помогает наличие конкретных ориентиров в виде системы экзаменационного оценивания, особенностей сферы деятельности компании, куда студент хочет устроиться. Мы понимаем, какие навыки, лексика и грамматика нужны для подготовки студента.

При работе с “бездедлайновыми” студентами ситуация меняется – нет временных ограничений, конкретного формата, который мы должны изучить. Теперь обилие учебных материалов может иметь и обратный эффект – преподавателю в нем легко потеряться. 

Know them by sight

Начнем с портрета типичного “бездедлайнового” студента. Они осознают преимущества владения иностранным языком. Сейчас у них нет конкретной цели, но они уверены, что впоследствии их усилия окупятся. Английский для них – не необходимость, как для первой группы, а приятное дополнение. Если первая группа – отчаянные спринтеры, то эти ребята готовы бежать марафон, ведь английский для них связан с долгосрочными перспективами.

При работе с “бездедлайновой” группой роль преподавателя заключается в правильном подборе материала и поддержании мотивации студентов. Эти задачи взаимосвязаны и одинаково важны для построения долгосрочного взаимодействия. Данные ниже рекомендации позволят вам этого достичь.

Стиль общения

Взаимоотношения преподаватель-студент должны быть доброжелательными и честными. Старайтесь удержать баланс между крайностями – “лучшие-друзья-навсегда” и “ничего-личного”.

Коммуникация

Коммуникация – залог успеха. Желательно иметь несколько каналов для связи – номер телефона, аккаунт в соцсетях, аккаунт в Скайп. Будьте пунктуальны и требуйте этого от студента. Оповещайте друг друга, если вынуждены задержаться, если произошли непредвиденные обстоятельства.

Что делать на уроке

Добавляйте тематические блоки

Поставьте перед студентом цель – научиться добывать знания в сфере своих интересов из англоязычных источников. В этом вам поможет включение тематических блоков в основную программу, в рамках которых студент получит возможность обсудить интересные ему темы.

Предлагаю список идей, которые я практикую со студентами.

  • Познакомиться с творчеством зарубежного стендап-комика.
  • Познакомиться с текстами песен любимого зарубежного исполнителя.
  • Посмотреть и обсудить серию видео с TedTalks на заданную тематику (экология, психология, экономика и т.д.).
  • Посмотреть и обсудить сериал с английской озвучкой либо серию фильмов с определенным актером или от конкретного режиссера.
  • Прочитать и обсудить книгу на английском (если есть любимый автор, можно взять ряд его произведений).
  • Обсудить подборку новостей из интересной студенту сферы.

Осознание того, что владение английским обогащает кругозор, дает новые знания, эмоции, впечатления, служит мотивацией к дальнейшему изучению языка.

Это та самая “изюминка”, которая и будет отличать вашу манеру преподавания от традиционного подхода. 

Не бойтесь экспериментов

Не бойтесь менять формат уроков. Новые идеи обсуждайте со студентом заранее и учитывайте его пожелания. Не забывайте об обратной связи в конце урока.

Я часто провожу дискуссии со студентами. Например, когда мы смотрим видео TedTalks, важная составляющая – объяснить цель дискуссии, ее структуру и правила взаимодействия собеседников. Когда студент привыкает к такому формату, я задаю необычное домашнее задание – выбрать видео, подготовить и самостоятельно провести дискуссию на следующем занятии. Когда студент провел обсуждение материала, мы анализируем результат: что понравилось, где возникли сложности, что нужно доработать. Примерить на 15-20 минут роль ведущего – ценный опыт для студентов, развивающий такие навыки, как умение слушать и понимать собеседника, приводить аргументы и анализировать информацию, вести переговоры на иностранном языке. Далее с периодичностью раз в месяц мы повторяем такое задание, отслеживаем прогресс студента.

Такие задания позволяют разнообразить курс английского, дают студенту возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, развивают его soft skills и сближают вас еще сильнее. Теперь вы не просто преподаватель и ученик, а настоящая команда, ведь чем больше мы участвуем в процессе, тем сильнее привязываемся к нему, ценим его и быстрее развиваемся.

Участвуйте в жизни студента

Регулярно интересуйтесь, как студент справился с домашним заданием. В качестве warm-up можно обсуждать профессиональные успехи студента, хобби, успехи детей, впечатления от поездки в другую страну. Расспрашивайте, возникали ли ситуации, в которых знание английского выручило его. 

Если моим студентом является молодая мама, которая мечтает, чтобы ее ребенок тоже учил английский, я предлагаю ряд игр, которые она может проводить с ребенком. Например, для совместного приготовления завтрака. Это положительно сказывается на моих отношениях со студентами.

Если у студента есть творческое хобби, я всегда запоминаю его успехи и интересуюсь, над чем он работает (новые скетчи, новая техника украшения тортов и т.д.). Это возможность для преподавателя узнать что-то новое, а для студента – практиковать английский в сфере своих интересов.

Если позволяет время, уделите 5-10 минут сверх лимита, чтобы просто пообщаться со своим студентом. Вы узнаете друг друга ближе, это придаст вашим отношениям доверительность и раскрепощенность. Не забывайте – эмоциональная составляющая также положительно влияет на мотивацию студента и эффективность ваших занятий.

Коротко о главном

Долгосрочные отношения – реальность, которую может построить каждый преподаватель. Создайте свою систему преподавания, понятную и интересную для студента, и в то же время гибкую, способную его приятно удивлять. И помните, вы команда!


Кучкартаева Анастасия

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1590 11

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×