27.11.2019
372
0

Лайфхаки, как построить долгосрочные отношения со студентами

Занятия английским похожи на спорт. Можно работать по принципу go big or go home, чтобы выиграть чемпионат мира, можно тренироваться для поддержания себя в хорошей физической форме. Кому-то из наших студентов нужно покорить олимп международных экзаменов или пройти собеседование в международную компанию. У других же нет горящих дедлайнов, а английский выступает скорее в роли хобби. В зависимости от потребностей человека и будут построены программа тренировок и план уроков.

При подготовке к таким событиям, как экзамен, собеседование или поступление в университет, мощным стимулом для человека выступает срочная необходимость. Студент мобилизует все свои ресурсы на определенный промежуток времени, готов работать с высокой интенсивностью для достижения заветной цели. Роль преподавателя — максимально быстро и качественно подготовить студента к определенному формату. В этом преподавателю помогает наличие конкретных ориентиров в виде системы экзаменационного оценивания, особенностей сферы деятельности компании, куда студент хочет устроиться. Мы понимаем, какие навыки, лексика и грамматика нужны для подготовки студента.

При работе с «бездедлайновыми» студентами ситуация меняется — нет временных ограничений, конкретного формата, который мы должны изучить. Теперь обилие учебных материалов может иметь и обратный эффект — преподавателю в нем легко потеряться. 

Know them by sight

Начнем с портрета типичного «бездедлайнового» студента. Они осознают преимущества владения иностранным языком. Сейчас у них нет конкретной цели, но они уверены, что впоследствии их усилия окупятся. Английский для них — не необходимость, как для первой группы, а приятное дополнение. Если первая группа — отчаянные спринтеры, то эти ребята готовы бежать марафон, ведь английский для них связан с долгосрочными перспективами.

При работе с «бездедлайновой» группой роль преподавателя заключается в правильном подборе материала и поддержании мотивации студентов. Эти задачи взаимосвязаны и одинаково важны для построения долгосрочного взаимодействия. Данные ниже рекомендации позволят вам этого достичь.

Стиль общения

Взаимоотношения преподаватель-студент должны быть доброжелательными и честными. Старайтесь удержать баланс между крайностями «лучшие-друзья-навсегда» и «ничего-личного».

Коммуникация

Коммуникация — залог успеха. Желательно иметь несколько каналов для связи — номер телефона, аккаунт в соцсетях, аккаунт в Скайп. Будьте пунктуальны и требуйте этого от студента. Оповещайте друг друга, если вынуждены задержаться, если произошли непредвиденные обстоятельства.

Что делать на уроке

Добавляйте тематические блоки

Поставьте перед студентом цель — научиться добывать знания в сфере своих интересов из англоязычных источников. В этом вам поможет включение тематических блоков в основную программу, в рамках которых студент получит возможность обсудить интересные ему темы.

Предлагаю список идей, которые я практикую со студентами.

— Познакомиться с творчеством зарубежного стендап-комика.

— Познакомиться с текстами песен любимого зарубежного исполнителя.

— Посмотреть и обсудить серию видео с TedTalks на заданную тематику (экология, психология, экономика и т.д.).

— Посмотреть и обсудить сериал с английской озвучкой либо серию фильмов с определенным актером или от конкретного режиссера.

— Прочитать и обсудить книгу на английском (если есть любимый автор, можно взять ряд его произведений).

— Обсудить подборку новостей из интересной студенту сферы.

Осознание того, что владение английским обогащает кругозор, дает новые знания, эмоции, впечатления, служит мотивацией к дальнейшему изучению языка.

Это та самая «изюминка», которая и будет отличать вашу манеру преподавания от традиционного подхода. 

Не бойтесь экспериментов

Не бойтесь менять формат уроков. Новые идеи обсуждайте со студентом заранее и учитывайте его пожелания. Не забывайте об обратной связи в конце урока.

Я часто провожу дискуссии со студентами. Например, когда мы смотрим видео TedTalks, важная составляющая — объяснить цель дискуссии, ее структуру и правила взаимодействия собеседников. Когда студент привыкает к такому формату, я задаю необычное домашнее задание — выбрать видео, подготовить и самостоятельно провести дискуссию на следующем занятии. Когда студент провел обсуждение материала, мы анализируем результат: что понравилось, где возникли сложности, что нужно доработать. Примерить на 15-20 минут роль ведущего — ценный опыт для студентов, развивающий такие навыки, как умение слушать и понимать собеседника, приводить аргументы и анализировать информацию, вести переговоры на иностранном языке. Далее с периодичностью раз в месяц мы повторяем такое задание, отслеживаем прогресс студента.

Такие задания позволяют разнообразить курс английского, дают студенту возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, развивают его soft skills и сближают вас еще сильнее. Теперь вы не просто преподаватель и ученик, а настоящая команда, ведь чем больше мы участвуем в процессе, тем сильнее привязываемся к нему, ценим его и быстрее развиваемся.

Участвуйте в жизни студента

Регулярно интересуйтесь, как студент справился с домашним заданием. В качестве warm-up можно обсуждать профессиональные успехи студента, хобби, успехи детей, впечатления от поездки в другую страну. Расспрашивайте, возникали ли ситуации, в которых знание английского выручило его. 

Если моим студентом является молодая мама, которая мечтает, чтобы ее ребенок тоже учил английский, я предлагаю ряд игр, которые она может проводить с ребенком. Например, для совместного приготовления завтрака. Это положительно сказывается на моих отношениях со студентами.

Если у студента есть творческое хобби, я всегда запоминаю его успехи и интересуюсь, над чем он работает (новые скетчи, новая техника украшения тортов и т.д.). Это возможность для преподавателя узнать что-то новое, а для студента — практиковать английский в сфере своих интересов.

Если позволяет время, уделите 5-10 минут сверх лимита, чтобы просто пообщаться со своим студентом. Вы узнаете друг друга ближе, это придаст вашим отношениям доверительность и раскрепощенность. Не забывайте —эмоциональная составляющая также положительно влияет на мотивацию студента и эффективность ваших занятий.

Коротко о главном

Долгосрочные отношения — реальность, которую может построить каждый преподаватель. Создайте свою систему преподавания, понятную и интересную для студента, и в то же время гибкую, способную его приятно удивлять. И помните, вы команда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×