Языковой перфекционизм: только Advanced! (или нет?)

Языковой перфекционизм: только Advanced! (или нет?)

Огромное количество современных книг, статей и идеологий настойчиво посвящается необходимости создания «лучшей версии себя». Нам действительно всегда есть куда расти, и это вдохновляет. Когда дело касается работы, стремление к совершенству может привести к покорению новых вершин. И со своим перфекционизмом можно как-то договориться. Но к нам часто приходят студенты с ярко выраженным энтузиазмом и желанием достичь совершенства. И в голове у них столько вопросов: что такое это самое совершенство, как до него добраться, возможно ли? И стоит ли вообще начинать заниматься, если понимаешь, что до Advanced тебе слишком далеко? Давайте определимся, что им отвечать.

Возьмем двух замечательных студентов — это Петр и Василий.

Петр изучает английский язык, мечтая доказать окружающим, что способен дойти до высокого уровня. Проблема в том, что английский ему дается нелегко, а глубоко в душе он мечтает попробовать свои силы в арабском. Но желание это Петр считает слабостью, так как сперва надо завершить начатое, и продолжает усиленно тренироваться ради сертификата.

Василий всю жизнь учит разные языки: в школе, институте, для работы и жизни ему периодически приходится менять «активный» язык и убирать временно ненужные в «пассив». В результате до продвинутого уровня у него добрался только английский, что иногда очень расстраивает Василия. Однако практической необходимости тянуть каждый язык до уровня Advanced у него нет, и он это прекрасно осознает.

Вопрос: какой из способов жить в мире языков более правильный?

Существуют два разных подхода, оба из которых имеют право на существование: долгая дорога к совершенству или калейдоскоп с разноцветными стеклышками? Выбор за нашими героями, хотя есть и пара нюансов. Петру стоит прекратить опираться на мнение других людей и понять, что, добившись желаемого, он будет вынужден регулярно поддерживать уровень, чтобы не потерять обретенные лавры… Если все-таки пойти на арабский, может хватить пары недель, чтобы почувствовать свое реальное отношение и принять решение по поводу языков. Василий должен поставить себе конкретные цели и принять то, что невозможно изменить. И оба они должны перестать винить себя за «слабость», которая таковой не является. Нельзя постоянно быть на высоте.

Мало того, что мнимая необходимость доучить язык до победного конца может привести к неврозу. При подобном давлении (со стороны других людей или себя самого) очень быстро исчезает то ощущение радости и успеха, которое уже помогло дойти до определенного момента в изучении. Победа – это необязательно уровень Advanced. Победа – это когда студент на своем уровне может использовать язык для своей цели. Желательно с удовольствием.

КАК ПОМОЧЬ СТУДЕНТУ:

  1. Помогать создавать свое видение жизни, вдохновлять перспективой положительных эмоций. Пусть студент учится искать опору в себе и самостоятельно решать, какие достижения ему нужны. Можно найти единомышленников, но стоит научиться обходиться и без них. 
  2. Четко определить цель изучения. При этом ориентироваться на желаемый результат, а не на то, чего хочется избежать студенту (позор, насмешки, неуважение окружающих). 
  3. Хвалить за каждый сделанный шаг и даже за маленькие успехи: он сходил в магазин и понял, что ему говорил продавец. Он созвонился с другом иностранцем и обсудил с ним любимый фильм. У него получилось выполнить грамматическое упражнение почти без ошибок. Пусть студент ощутит вкус радости от интеллектуальных усилий.
  4. Сказать, чтобы не ругал себя за ошибки. Иногда во время разговора с иностранцами из всех возможных вариантов мозг почему-то выбирает самый неправильный. Почему? Это вопрос без ответа. Единственное, что имеет смысл сделать – запомнить, что нужно было сказать, и постараться в будущем не допускать этой ошибки (а допускать новые, =D )
  5. Научить слушать свои желания: иногда организм буквально требует какого-то конкретного языка, как может требовать овощей или лекарства. Порой бывает достаточно почитать вслух/пообщаться на нужном языке, чтобы успокоиться, вдохновиться или перестать винить себя за бездействие.
  6. Определиться с той ролью, которую в данный момент играет в его жизни этот язык. Инструмент для достижения цели (например, для выживания в другой стране), любимый друг (если есть связь с хобби и интересами), просто любимый (удовольствие от изучения)… И не всегда надо требовать от себя больше, чем нужно.
  7. Помогать работать с чувством вины за то, что не сделал домашнее задание, не смог вовремя правильно ответить на простой вопрос, а то и вовсе бросил изучение. Стараться не копить негатив.
  8. Перевести фокус с достижения цели на получение удовольствия. Зачастую, если выходит это сделать, цель достигается “заодно”, в виде побочного эффекта.

Со стороны кажется, что изучение языка – это стандартный процесс, единый для всех. На самом деле, у каждого складываются свои уникальные отношения с иностранным языком, причем в течение жизни они могут видоизменяться, совсем как с людьми. А любые отношения требуют компромиссов – так что перфекционизму в них не место. 

А как вы помогаете ученикам принимать себя в процессе обучения?



Полина Черепащук

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    550 10

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×