08.01.2020
320
0

Язык тела в обучении английскому: нельзя, можно и надо

«После приветствия прищурьте правый глаз, наклоните голову влево и сделайте легкий мах правой рукой, словно готовитесь произнести заклинание. В первые 10 минут обязательно 2 раза встаньте, 1 раз поверните корпус боком к камере и 3 раза уместно подмигните. Всё. Студент ваш навеки и точно – на следующие 35-40 минут занятия. Будет очень стараться. Запомнит весь учебный материал дословно».

Увы, магических формул, чудо-жестов и ритуальных танцев в успешном преподавании английского языка не существует. Но язык тела и правда способен помочь (или навредить) – недаром же весомую часть информации извне мы воспринимаем именно на нём.

Первое, что приходит на ум человеку, знакомому с бестселлерами Алана Пиза и более «свежими» must-read изданиями от Ванессы Эдвардс, – позы власти и уверенности. Преподавателю следует вселять уважение в своих студентов, вызывать доверие к себе как к авторитету, ведь так?

Но в преподавании дела обстоят немного «тоньше»: чрезмерное увлечение властными позами и жестами может привести к тому, что студент, который и так осознаёт, что в английском языке он пока «падаван», – растеряется ещё больше, начнет бояться ошибок. Поэтому язык тела преподавателя должен также отражать эмпатию и теплоту: вы готовы подстраховать и поддержать, подсказать и помочь, не оценивая (почти) и не осуждая.

Расскажем о том, что нужно, можно и не стоит делать во время занятия.

Примечание: Язык тела мы не всегда можем контролировать. Поэтому приступая к занятию, постарайтесь придерживаться «исходных» условий, которые вне зависимости от вашего желания будут влиять на ваши жесты, движения и мимику. Это позитивный настрой, готовность общаться, взаимодействовать и, если повезет, радость от предстоящей встречи со студентом и желание работать. При таких default settings язык тела вас не подведёт.

Во время занятия со студентом нужно…

…улыбаться

Ну и пусть банально, зато работает! Искренняя, не натужная улыбка вызывает в людях доверие и симпатию. Это уже немало, если вам предстоит временами оценивать, исправлять и даже критиковать своих студентов. Согласитесь, психологически легче такое терпеть от человека, который вам нравится.

…поддерживать зрительный контакт

То, что вы на него смотрите, помогает студенту сохранять концентрацию, быть более дисциплинированным, вовлеченным и, как ни странно звучит, «видимым» (читайте: значимым). В преподавании онлайн есть нюанс: иногда мы привычно смотрим на экран ноутбука, но чтобы направить взгляд в глаза студента, нужно посмотреть в веб-камеру. Периодически поднимайте глаза к ней и удерживайте там 10-15 секунд. Допустимый (с точки зрения естественности) максимум – 30 секунд, если хотите подчеркнуть взглядом значимость того, что в этот момент говорите.

…время от времени показывать ладони

И вообще держать руки на виду. Руки – индикаторы доверия. Людям сложно на подсознательном уровне чувствовать себя комфортно с человеком, который прячет руки. Очевидно, что вы их не прячете! Обстановка такая – студент же не видит вас целиком. Значит, расположитесь перед камерой ноутбука так, чтобы всё ваше тело до талии было видимым. Не убирайте руки в карманы или под стол, держите их в «видимой» зоне.

…следить за осанкой

Прямая спина и расправленные плечи дают вашему студенту понять, что вы знаете что делаете (так и есть!). Это тот минимальный градус уверенности и невербальной власти, который стоит привносить в коммуникацию во время занятия, чтобы не оттолкнуть и не запугать студента.

Кстати, язык тела и вам может пригодиться, если этой самой уверенности не хватает. Автор книги «Наука общения» и популярный блогер Ванесса Эдвардс советует перед важными мероприятиями, когда предстоит быть на виду или заниматься чем-то ответственным, принимать на 2-3 минуты «позу силы». Догадываетесь? Ноги чуть шире плеч, спина прямая, плечи расправлены, руки на талии (можно упереть кулаки в бока), подбородок приподнят, взгляд чуть вверх, выше обычного уровня глаз собеседника. Больше об этом в видео.

…менять положение тела

Не реже 1 раза в 2 минуты «в кадре» должно что-то происходить, даже минимальное: движение руки, наклон головы, любой мелкий жест. Эта часть – про управление вниманием. Чем моложе ваш студент и чем менее мотивирован на труд и серьезную учебу, тем больше осознанных дополнительных жестов вам нужно совершать, чтобы удерживать внимание. Чтобы не переборщить с этим, посмотрите любое своё занятие в записи с секундомером – обращая внимание на частоту жестов. Чаще раза в 20-30 секунд – это уже суета.

Во время занятия со студентом можно…

…слегка наклонять голову

Это движение передает интерес к собеседнику. Его стоит дозировать, а то заподозрят фальшь или кривошею, но в целом интерес к своей персоне приятен всем.

…кивать

Движение подчеркивает, что вы слушаете и слышите, что согласны и одобряете.

…хмуриться

Надо же как-то выражать несогласие или неодобрение! Слегка нахмуренные брови – удобный и при этом тактичный вариант для подкрепления слов.

…жестикулировать «по-крупному»

Ванесса Эдвардс называет это «быть невербально экспрессивным». Ее исследования подтверждают, что крупные, широкие жесты привлекают людей больше, чем мелкие, которые расцениваются как суета, неуверенность в себе или беспокойство. К невербальной экспрессии также относятся изменение тона голоса, темпа речи, активное использование мимики и даже гримас. Если по темпераменту подобные «кривляния» вам не свойственны, придется репетировать на видеокамеру или перед зеркалом, а на занятии – немного утрировать.

…использовать невербальные «крючки»

Если информация, которую вы сообщаете студенту, очень важная, даже обязательная к запоминанию или по каким-либо причинам сложная именно для этого студента, можно придумать для нее любой невербальный сигнал, действие или движение. В НЛП это называется «якорем» и работает вопреки любой критике.

…хвалить всем телом

Не просто хвалите, но кивайте, улыбайтесь, показывайте один или два «пальца вверх», даже машите руками (если достижение студента этого заслуживает). Обучение на расстоянии, посредством скайпа и интернета понижает градус эмоциональности, но с этим можно бороться, особенно в таком благодарном деле, как похвала.

Во время занятия со студентом нельзя нежелательно…

…сутулиться

Это признак неуверенности.

…принимать «закрытые» позы

Это признак неприятия, отрицания, несогласия, скрытой недоброжелательности. Речь о сложенных на груди руках, сцепленных в замок ладонях, прикрывании рта руками.

…поднимать одну бровь

Это признак высокомерия, снисходительности.

…подпирать голову рукой

Это признак скуки (или усталости, которую студент подсознательно примет за скуку).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×