17.01.2020
906
0

Не обмани меня: вещи, о которых нельзя врать преподавателю

Обманывать нехорошо и вот это вот всё… Но среднестатический преподаватель английского языка не сферический конь в вакууме, и случается всякое. Иногда, опоздав на занятие на 5 минут, проще сослаться на сбои у интернет-провайдера, чем подать студенту плохой пример, честно признавшись: «ну, проспала я, проспала».

Вернёмся к заповеди «обманывать нехорошо»: когда вообще такие ситуации могут с нами случиться? Поделимся идеями на этот счет (предупрежден значит вооружен) и расскажем, о чем всё-таки не стоит обманывать.

Примечание: обман бывает разный – от лжи во спасение до откровенного вранья ради выгоды. А еще бывает умолчание, преуменьшение, преувеличение, смещение акцентов, введение в заблуждение по незнанию… В этих тонкостях пусть разбирается доктор Лайтман. Как говорится, не суть. 

О чём преподавателю не стоит обманывать (взрослого) студента

  • Что будет легко

Не будет! И чем дальше, тем сложнее будет становиться. А ещё – тем увлекательнее! Освоение любого навыка требует труда и усидчивости, обычно уже со второго-третьего часа обучения, дисциплины и мотивации – между занятиями с преподавателем. Если будете упорно внушать надежду на «вжух – и вот я уже в Оксфорде изучаю английскую литературу, а носители языка аплодируют стоя», то рано или поздно студент устанет или разочаруется. А заодно – перестанет вам доверять, что плохо отразится на учебном результате.

  • Что полученные знания обязательно помогут ему в будущем

А вот необязательно! И гарантий тут быть не может. Понятное дело, студенты приходят ради какой-то цели и с серьезной надеждой, что обзаведясь волшебной палочкой знанием английского языка, доберутся до этой цели быстрее. Часто они правы. Но бывает, что ошибаются. Ещё бывает, что цели меняются, люди меняются, обстоятельства меняются. В общем, лучше не давать гарантий.

  • Что он гениален, или у него врождённые способности

Святая уверенность в способностях к языкам кого угодно убедит, что стараться необязательно. Дальше – ухудшение учебной дисциплины и результаты, которые могли бы быть лучше, если бы студент считал, что ему медведь на иностранное ухо наступил. 

maria small SkyteachМария Цедрик, сертифицированный преподаватель (TKT 2,3, YL, CELTA, IELTS, TOEFL), методист Skyeng & ведущий методист Skyteach:

«Не стоит обманывать ученика о своей квалификации и опыте работы. Как бы вы ни хотели получить данного ученика, ни в коем случае не преувеличивайте свои достижения, не создавайте ложных надежд, утверждая, например, что вы с лёгкостью поможете подготовиться к IELTS (а сами никогда даже не видели этого формата)».

belono small SkyteachЮлия Белоног, сертифицированный преподаватель (CELTA, TKT, TESOL, CPE), методист Skyeng:

«Некоторые преподаватели начинают что-то придумывать, чтобы быть со студентом на одной волне. Например, что у них такое же домашнее животное, или они отдыхали в той же стране. Студенты хорошо помнят, что сказал им преподаватель, им это действительно интересно. А у самого преподавателя 20 учеников – как тут уследить, кому что сказал? И доверие исчезает. Аналогично со словами и понятиями, которые преподаватель не знает, – лучше не угадывать и не сочинять, ведь информацию легко перепроверить».

О чем преподавателю не стоит обманывать родителей ученика-ребёнка

  • Что их ребёнок гений

Если ребёнок действительно гений, то обманывать не придется: родители это и сами уже заметили. И, кстати, им непросто. Но если ребёнок вполне обычный, не запоминает новые слова раньше, чем вы их произносите, не улавливает нюансы грамматики «из воздуха», не пишет эссе «университетского» качества  на английском языке, – то на особые способности лучше не намекать. Во-первых, это подстегнёт родительские амбиции, и тогда вашему ученику можно будет посочувствовать: прощайте, детство и свобода! Во-вторых, родители расслабятся – а ведь ребёнок нуждается в процессе изучения английского в понимании, помощи и поддержке, в надёжном «домашнем тыле». Кстати, если в дальнейшем завышенные родительские ожидания не оправдаются, виноватыми будут считать не «гениального» ребенка, а «непрофессионального» педагога.  

  • Что ребёнку нравятся занятия – если это не так

О чём не умолчишь ради удержания ученика! Но подобный почти обман вредит карме. Даже если ребенок будет продолжать заниматься «через не хочу», у него может сильно пошатнуться вера в себя и в предмет, исчезнет тяга к знанию – английского языка и даже остальных предметов… Лучше обсудить с родителем ситуацию откровенно и поискать пути решения. Ещё лучше – поговорить также с руководителем группы.

maria small SkyteachМария Цедрик:

«Не стоит обманывать родителей о реальном результате ученика, потому что они имею право знать, как учится их ребенок. Когда родители обращаются с просьбой рассказать как дела у их чада, ни в коем случае не говорите «всё хорошо, старается». Не бойтесь расстроить родителей, давайте объективную оценку знаний ученика, даже если правда будет для них болезненна».

О чем преподавателю не стоит обманывать куратора / непосредственного руководителя

sasha perepelitsa SkyteachАлександра Перепелица, Обучение руководителей групп / Skyeng Teacher Award / Удержание преподавателей:

«В каждой профессии свои нюансы, в каждой организации – свои правила и особенности. Так о чем преподавателю Skyeng не стоит обманывать куратора или руководителя группы – то есть человека, который является старшим по должности?

  1. О конфликтной ситуации или проблеме с учеником: все равно руководитель группы, скорее всего, это узнает. Лучше объяснить ситуацию заранее.
  2. О неправильно выставленном статусе уроков. Здесь та же история, что описанная выше.
  3. О намерении уходить в длительный отпуск или уволиться. Поставьте себя на место руководителя: ему предстоит найти ученикам замены, организовать всё так, чтобы занятия начались вовремя. Это вопрос профессиональной этики.
  4. О своей неудовлетворенности зарплатой или какими-либо процессами в школе. В процессе откровенного разговора руководитель группы может предложить дополнительные возможности по зарплате, или помочь решить проблему.
  5. О том, что преподаватель в чём-то недостаточно хорошо разбирается, и ему нужна помощь.
  6. О трудностях, с которыми преподаватель может столкнуться в ближайшее время (например, планируется переезд, и преподаватель не знает, какой интернет там будет).
  7. О реальных причинах отмен занятий (и прогулов) со стороны преподавателя».

belono small SkyteachЮлия Белоног:

«Обманывать методиста? Но зачем? Ведь это человек, который приставлен к вам, чтобы вам же и помочь. Если вы что-то не понимаете, не знаете, – но кивнули, чтобы показаться умнее и профессиональнее, то потеряли возможность «прокачать» свои слабые места, перенять полезный опыт. Все прекрасно понимают, что люди несовершенны, делают ошибки, всё знать не могут. Не нужно бояться в этом признаться».

О чем преподавателю не стоит обманывать самого себя

  • Что кто-то другой виноват в сложностях

Поиск виноватых – людей или обстоятельств – вообще дело неблагодарное. Лучше занять проактивную позицию, поискать, как вы лично вы можете повлиять на ситуацию, чтобы она изменилась к лучшему. Звучит морализаторски, но спросите любого, что пробовал «сместить фокус»: так действительно легче жить и быть с миру с собой и окружающим миром. 

  • Что «и так сойдёт»

Если возникает непрошеная мысль, что можно было сделать и лучше, – значит, действительно можно было. И речь не о перфекционизме, а о здоровом, критическом самовосприятии. Недостаточные усилия раз за разом будут уводить вас в сторону от исполнения заветного желания или амбициозной цели.

  • Что «всё ужасно» (или «всё отлично»)

Вариант «всё ужасно» – это самопрограммирование, да и не бывает так, просто постепенно вы разучитесь видеть положительные стороны. 

belono small SkyteachЮлия Белоног:

«Не обманывайте себя, что всё хорошо знаете, что безупречно владеете языком. Язык живёт, быстро меняется. Лексика и грамматика забываются. Профессионализм – понятие очень зыбкое. Читайте, развивайтесь, не бойтесь критики,получайте обратную связь, – это поможет иметь о себе честное и более точное представление».

maria small SkyteachМария Цедрик:

«Не обманывайте себя, что найдёте время на всё, потому что, перегрузив себя уроками в рабочую неделю и вебинарами на выходных, вы быстро выгорите, не будет сил ни на работу, ни на личную жизнь».

Если же на душе скребут кошки, а вы кормите себя положительными аффирмациями, в лучшем случае ситуация и правда наладится без вашего участия (так бывает). В худшем – заработаете психосоматическое заболевание (так бывает гораздо чаще). Признайте наличие проблемы, найдите – самостоятельно, с помощью мужа, подруги, руководителя или психоаналитика, – причины этой проблемы и приступайте к ее решению.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×