Функциональный английский — один из необходимых аспектов на уроках. Это язык, который помогает ученикам общаться на повседневные темы, найти необходимую информацию в интернете или найти место на Google картах.

Тенденции со временем меняются, а значит меняется и язык. Если раньше дорогу можно было узнать у прохожих или по указателям, то сейчас все пользуются навигатором. Поэтому стандартные фразы «How to get to the park?» отходят на второй план. А значит очень важно давать ученику современный язык, который актуален на данный момент. Ниже вы узнаете как вводить функциональный язык на уроке и как поддерживать знания ученика.

Зачем он нужен ученику?

Конечно же, у каждого ученика есть своя цель обучения. Кто-то сдает ОГЭ/ЕГЭ, кто-то международные экзамены, а кому-то нужно «для себя». Но всех объединяет одна цель — научится говорить и понимать английскую речь. Даже если у вашего ученика цель подготовка к итоговому экзамену в школе, то необходимо иногда давать фразы для работы с окружающим миром, чтобы когда к нему подойдет иностранец и попросит помощи, студент не выглядел, как участники смешных роликов Youtube рубрики «Русские говорят по-английски».

Безусловно ученику важно знать, как поддержать обсуждение тем о политике или экологии. Но давайте будем честными, как часто Вы общаетесь с иностранцем на эти темы? Не думаю, что часто. А вот как на английском языке сделать заказ на Amazon или в McDonald’s — ученику точно пригодится.

При общении с иностранцами чаще всего мы пользуемся следующими фразами:

— приветствие и прощание (Hello, Good Bye, How are you?);

— уточнение личной информации (How old are you? Where are you from?);

— заказ еды (Can I get coffee to go?);

— шоппинг (How much is it?);

— описание внешности и характера (She is cool, She has green eyes);

— приглашение на мероприятие (Would you like to come tomorrow?);

— вежливый вопрос на обращение (Excuse me, can you help me, please?);

— уточнение какой-либо информации по телефону (What the monthly price of the gym is?);

— общение во время путешествий (Where is the gate #6? (in the airport) и т.д.

Нельзя предугадать все ситуации, в которых ученику понадобится английский. Но опираясь на свой опыт, вы можете научить тому, что,  по-вашему мнению, ему точно пригодится (не обязательно из вышеперечисленного списка). Но стоит отметить, что это должны быть ситуации, которые соответствуют нашему времени. Так как мир современных технологий подразумевает не только живое общение, но и то, как найти контакты или QR код на сайте, чтобы скачать приложение. 

Как работать с функциональным языком на уроке?

С ребятами на начальных уровнях можно отводить один урок в месяц определенной теме. К примеру, у нас будет секция уроков, посвященных теме Путешествия. Можно провести один урок, где мы представим ученику и отработаем функциональные фразы, которые помогут разобраться в google картах на английском или забронировать отель на booking.com.

Этапы урока:

Warm-up. Обсудите с учеником любит ли он путешествовать. Это поможет понять будет ли эта тема актуальна и какие у него есть знания по данной теме. Не все путешествуют и не всем это интересно. Есть ученики, которые новым местам предпочтут удобное и привычное кресло с чашкой чая и книгой. И здесь можно подумать об уроке на будущее, где ученик выучит функциональный язык для сайта Amazon и сможет заказывать книги.

Lead-in. Покажите небольшое видео о путешествиях и попросите ученика догадаться, какая будет тема. Можете показать рекламу. Такая реклама крутится везде (на телевизоре и в Youtube), ученик узнает ее. Это поможет расположить ученика к теме и разговору.

Vocabulary presentation. Покажите картинки (destination, place, search box etc.) попросите ученика догадаться. Если ученику сложно, то попросите его открыть карточки и прочитать слова.

Word recognition. Дайте ученику прочитать небольшой диалог. И найти новые слова в тексте.

Controlled practice. Покажите видео на подходящую тему. После просмотра сделайте упражнение на понимание (True или False).

Semi-controlled practice. Дайте ученику начало предложения и попросите его закончить используя новые слова. К примеру, «If I want to find information on the website,  … (I would use the search box)», «When I’m going to travel, in Google maps I can look for … (my destination)» etc.

Freer practice. Обсудите с учеником, куда бы он хотел поехать, когда и как он будет искать билеты. Предложите несколько приложений или источников, где он мог бы найти билеты со скидкой. Можете ученику посоветовать обращать внимание на промокоды от Youtuber-ов, которые им нравятся. Там часто бывают выгодные условия.

Cool-down. Подведите итоги и спросите, что ученику еще было бы важно обсудить. И понравилось ли ему.

После того как Вы изучили с учеником необходимый язык и перешли на уровни выше, то необходимо поддерживать знания ученика. Несколько советов как это сделать для учеников высоких уровней.

Разговорные клубы

Это самый идеальный вариант. Когда ученик попадает в разговорный клуб, то у него просто не остается выбора кроме как говорить. Одно дело учить грамматику, а другое дело когда необходимо говорить и, самое важное, доносить свою мысль именно такой, как ученик ее задумал. Тут ученик и начинает понимать всю важность грамматики и именно функционального языка. В разговорных клубах уж точно получится употреблять паттерны функционального языка, потому что никогда не знаешь, о чем пойдет речь. Первое время будет трудно, но потом появится «иммунитет», и студент сможет быстро отвечать и «включаться» в разговор.

 Вы можете предложить ученику:

— посетить разговорные клубы в нашей школе. Там можно выбрать свой уровень  и тему, на которую ученик хочет поговорить. Перед каждым занятием дают необходимую лексику;

— найти разговорный клуб в своем городе, где будут собираться люди, которые просто хотят пообщаться на английском языке и найти новых друзей. Часто там бывают иностранцы, которые приезжают посмотреть город и по рекламе в Facebook* находят такие клубы. Здесь больше всего возможностей проработать функциональный язык. Чаще всего это будет паттерны знакомства (Hello. What is your name? How are you?) и вежливого обращения (May I ask? Don’t you mind?). А дальше уже все будет зависеть от ученика. Главное не бояться общения. Ведь одно дело, когда ученика исправляет учитель, а другое — когда его исправит иностранец в разговоре. Это поможет запомнить устойчивые фразы надолго.

Создать группу в мессенджерах

Сейчас есть много сайтов, таких как italki, где можно общаться с иностранцами. Но это платный вариант. Конечно, у некоторых есть родственники или знакомые за границей, которые могут помочь практиковать язык. Однако, такое встречается не всегда. Самый простой и незатратный способ — это создать группу в мессенджерах. Бывает, что у преподавателя есть несколько учеников одного уровня. И это отличная возможность объединить их в группу и дать тему для обсуждения. Это поможет улучшить навыки правописания и разговорной речи.

Создайте группу из 3-х своих учеников (не больше, чтобы ученики не сильно путались в сообщениях). Скиньте в группу, к примеру, трейлер нового фильма и спросите, что ученики о нем думают: хотят ли пойти в кино на этот фильм или нет? Любят ли они такой жанр и почему? Поощряйте использование изученного функционального языка. Также можно отправлять мемы, новости, статьи и любую другую интересную для учеников информацию на обсуждение. Это поможет отработать правописание и использование функциональных фраз, например, мнения (What is your point of view? In my opinion, I absolutely disagree, rubbish! Neither do I etc.).

Настольные игры

Предложите поиграть в настольные игры. Да, есть игры, в которые можно играть только когда вы находитесь оффлайн. Но некоторые из них можно адаптировать под онлайн-образование.

Вы когда-нибудь играли в Alias на английском? Необходимо не просто говорить, а объяснить слово не используя однокоренные слова. В эту игру можно поиграть вдвоем онлайн и оффлайн. К примеру, скачайте слова, которые подойдут под уровень ученика. Если вы работает онлайн, то попросите ученика распечатать слова и разрезать. Вытягивайте слова по очереди и пытайтесь их объяснить, не используя однокоренных слов. Для более высоких уровней можно чуть усложнить и дать задание «не использовать букву «B» в объяснении слов». Игра поможет ученику выучить слова, попрактиковать разговорную речь и поработать над акцентом, чтобы его корректно понимали. Здесь очень хорошо будет отработать такие функциональные фразы-реакции как «Oh my God», «Really?», «No way!» etc.

Видео на Youtube

Отличный источник современного языка и разговорной речи — зарубежные ютуберы. Самая распространенная рубрика на каналах — влоги. Блогеры рассказывают про то как устроен их дом, как они ходят за продуктами, как устроена медицина за границей и т.д. Выясните, что нравится ученику и подберите иностранного ютубера с интересной для него тематикой. Обсуждайте его в мессенджерах или на уроке во время Small Talk. Здесь очень хорошо подойдут паттерны описания и вопросы мнения (What do you think? What about …? I believe he is …, I feel that ... ). Вот что может понравится:

— К примеру, есть отличный канал учителя из Канады. Он рассказывает как говорить на английском о смартфонах, о супермаркетах или о своем доме.

— Также ученики могут читать комментарии под видео и даже отвечать. Это также поможет улучшить чтение, правописание и разговорную речь.

Обсуждение актуальных тем на уроке

Еще один самый простой способ помочь ученику общаться свободно на любую современную тему — создавать подобные ситуации на уроке.

К примеру, совсем недавно вышли последние наушники AirPods Pro. Покажите ученику видеообзор наушников, обсудите с ним данное устройство и предложите ему купить у вас наушники так, будто вы продавец в Apple Store. Скажите, что ему нужно узнать стоимость, насколько хорошо эти наушники работают и почему они ему нужны. Это поможет отработать функциональную лексику Shopping (Can I help you? What is the difference? How much is it? It’s too expensive. I get it) и разобраться с современной лексикой о новых девайсах, которая сейчас очень актуальна.

Школьная программа важна для изучения. Но также старайтесь давать ученику те знания, которые хотели бы сами получить в его возрасте. То, что действительно ему пригодится, чем он будет пользоваться и за что вспоминать вас с благодарностью.

Почитайте по теме: «Понимание разницы между правилами и жизнью отличает методиста от не-методиста»

*Facebook принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
Комментарии (3)
  • Фото аватара
    Karina

    Обсуждайте его в мессенджерах или на уроке во время Small Talk. Здесь очень хорошо подойдут паттерны описания и вопросы мнения (!!!!!!!!!!How!!!!!!!!! do you think? What about …? I believe he is …, I feel that … ). Вот что может понравится:

    03.11.2020
  • Фото аватара
    Karina

    Is it possible to say HOW do you think?! It is something that Russians say, it is a mistake.

    03.11.2020
    • Фото аватара
      Skyteach

      Спасибо, что заметили. Ошибка исправлена.

      03.11.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×