Советы по обучению учеников с дисграфией

Советы по обучению учеников с дисграфией

Преподаватели периодически сталкиваются с учениками с особенностями развития. Одни из самых встречаемых это синдром дефицита внимания, гиперактивность и дислексия. Но есть еще одно нарушение, которое можно заметить у некоторых учеников, — дисграфия.

Что это?

Дисграфия — слово греческого происхождения: “dys” означает “нарушение”, “γραφία” – писать рукой. Дисграфия — это нарушение навыка письма. Данное расстройство может встречаться как у детей, так и у подростков, и у взрослых, но замечают его, когда ребенок начинает учиться писать. Стоит отличать данное расстройство от аграфии  – приобретенной потери способности писать в результате какой-либо травмы или заболевания.

Симптомы

Симптомы часто игнорируют, сводя к тому, что ребенок ленив, не мотивирован.

Основные симптомы дисграфии – это проблемы с почерком и нарушение движений мышц, необходимых для письма. Также встречаются:

  • смешанные прописные и строчные буквы;
  • несоответствие форм и размеров букв;
  • незаконченные буквы;
  • неправильное использование линий и полей;
  • невнимательность;
  • неразборчивость почерка;
  • плохое пространственное “ощущение” листа;
  • трудности с одновременным написанием и мышлением (например, когда нужно делать конспект);
  • неразличие омофонов;
  • может быть ощущение боли, судорог во время письма

Очень часто сопровождается и другими расстройствами, связанными с процессом обучения: например, проблемы с речью, синдром дефицита внимания, гиперактивность, нарушение координации. Часто дисграфия сопровождается проблемами с орфографией. Студенты с дисграфией часто путают схожие буквы, например,  p, q, b и d. Также они могут писать неверные слова, когда хотят сформулировать свои мысли в письме. Люди с дисграфией могут иметь определенный навык письма, но у них, например, могут быть проблемы с мелкой моторикой, к примеру, они могут не уметь завязывать шнурки. 

Виды

В целом, выделяют три типа дисграфии (у человека может встречаться как отдельный тип дисграфии, так и комбинация из нескольких):

  • дислексическая;
  • моторная;
  • пространственная.

Дислексическая

У людей с дислексической дисграфия неразборчивые письменные работы и средние рисунки. В них часто встречаются орфографические ошибки.

Моторная

Это наиболее часто встречающийся вид дисграфии. Данный вид дисграфии трудно диагностировать, т.к. часто изначально у ребенка бывает хороший почерк, потом он постепенно ухудшается, как будто бы ребенок ленится писать. Причина моторной дисграфии в недостаточно развитой мелкой моторики, низкой ловкостью, плохим мышечным тонусом. Написание букв может быть сносным, но это требует больших усилий и количества время и не может быть устойчивым в течение долгого времени, т.к. вызывает сильное напряжение руки. В целом, письменые работы неразборчивые, рисунки низкого уровня, устная орфография средняя, но скорость печати низкая. Часто можно также наблюдать, что человек неверно держт ручку или карандаш.

Пространственная

У человека с пространственной дисграфией проблемы с ощущением пространства. У них неразборчивые письменные работы и проблемы с навыками рисования. У них обычно нет проблем с орфографией и средняя скорость печати.

Проблемы

У детей с дисграфией может быть эмоциональная травма из-за того, что преподаватель не может прочитать их письменную работу. Они понимают, что не могут соответствовать своим одноклассникам. Бывает, что такие дети прикладывают дополнительные усилия, чтобы быть наравне со своими сверстниками, но преподаватели не замечают этого. Часто у таких детей заниженная самооценка, повышенная тревожность, стресс. Дети (да и взрослые) с дисграфией не любят и ужасно расстраиваются, если нужно выполнить какое-либо письменное задание или задание на орфография, особенно на чистом листе бумаге. Дети так вообще могут расплакаться или отказаться от задания. 

Как работать с такими студентами

Что работа с такими студентами связана с развитием именно самих моторных навыков, чтобы студент учился контролировать движения письма. Иногда в школах дети ходят на дополнительные занятия для развития моторных навыков.  

Что в таком случае может делать учителю?

  1. Модифицировать письменные работы (именно написание рукой), например, предлагать выполнять письменные работы на компьютере.
  2. Выполнять с детьми задания на развитие моторных навыков.
  3. Давать прописи для тренировки.
  4. Практиковать написание букв, давать четкие инструкции, показывать. 
  5. Только после написания букв предлагать пробывать писать слоги, слова, фразы, предложения.
  6. Развивать кинестетическую память: ребенок учится писать, а потом пишет то же, но с закрытыми глазами. 
  7. Учить ребенка писать прописными буквами, не печатными.
  8. Не давать письменные задания на уроке, а только домой, т.к. детям с данным расстройством необходимо больше времени на разборчивое написание текста нужной длины и соответствующего критериям разных письменных работ.
  9. По возможности заменять письменные тестирования на устные.

В общем и целом, преподавателю необходимо находить индивидуальный подход для каждого студента, в том числе и для студентов с особенностями развития. Таким детям нужно особенное и дополнительное внимание, как в целом на занятиях, так и на тестах и на выполнение определенных заданий.

Надеюсь, данная статья оказалась полезной и вы смогли найти идеи, как можно работать со студентами с такими особенностями развития.



Наринэ Егорова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1280 7

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×