Когда незабываемое первое впечатление всё-таки забывается, первая «влюблённость» проходит и даже «притирка» со студентом остаётся позади, появляется, наконец, возможность взглянуть на занятия объективно. И вот тут могут поджидать неприятные сюрпризы. Например, токсичные, нездоровые учебные отношения, которые мешают достигать результатов и даже способствуют профессиональному выгоранию преподавателя.

А иногда всё совсем не внезапно. После каждого занятия в душе поселяется новый «червячок», который внушает сомнения, подтачивает самооценку, мешает испытывать приятное предвкушение перед следующими занятиями со студентом. Что-то идёт не так, вот только что?..

В любых нездоровых отношениях самое очевидное решение – выйти из них, но так ведь недолго и всех студентов растерять! Поэтому полезнее получить объективное мнение от человека, который не погружен в ситуацию, способен взглянуть на неё как бы сверху. Перечислим признаки, по которым можно предположить, что, скорее всего, вам нужен совет или даже помощь более опытного коллеги – методиста, куратора, психолога.

Лирическое отступление

Если отношения со студентом складываются неудачно, это влияет не только (и не столько!) на мотивацию преподавателя, но и на учебный результат. О многочисленных исследованиях на эту тему вы можете почитать здесь и здесь. Если ваша профессиональная цель – стать успешным преподавателем или репетитором, не пускайте проблему на самотёк, не обманывайте куратора или себя – а обращайтесь за квалифицированным советом.

Итак, как понять, что отношения со студентом стали нездоровыми?

Он слишком много о вас знает

Кличку вашей кошки, состояние вашего здоровья, имя вашего мужа и/или ребенка, причину недавнего конфликта с лучшей подругой – вот это вот всё. Любому преподавателю известно, что делиться личным можно и допустимо – иначе сложно установить доверительные отношения. Но, к сожалению, грань между «ок-личным» или «не-стоит-личным» очень тонкая. Обсуждая со студентом что-то, связанное с вами, сделайте паузу на 5 секунд и ответьте себе: могли бы вы беседовать об этом с мамой, мужем, близкой подругой? Если да – тревожный звоночек.

Он ничего о вас не знает

Кроме имени, конечно. Может, о возрасте догадывается. А дальше – тишина… Сразу оговоримся, что в природе встречаются такие студенты: интроверты (которые защищают своё внутреннее пространство), чрезвычайно целеустремленные «достигаторы» (для которых преподаватель просто инструмент), обычные эгоцентрики, которые не успевают слушать и спрашивать про других, потому что говорят только про себя. Но все остальные студенты всё же хотят видеть на экране ноутбука живого человека, который любит кошек и романы Мураками, радуется солнышку за окном и страдает от аллергии на пыльцу. Если студент о вас совсем ничего не знает, то либо вы слишком рьяно охраняете свои границы, либо он не заинтересован не только в вас как человеке, но и в занятиях. «Это временно, просто этап – двигаемся дальше». Ну вы поняли, звоночек.

Он задаёт вопросы личного характера

Тут может быть и нездоровое любопытство, и даже флирт. Что делать со вторым – решать вам, а первое означает, что в какой-то момент границы вы таки не обозначили тактично, но твердо. В дальнейшем, когда от студента потребуется больше усилий, тематики и домашние задания станут сложнее, – отсутствие границ может отрицательно сказаться на результате обучения. На оплатах за занятия, кстати, тоже.

Он критикует вас как преподавателя

Проявления критики могут быть разными: пассивно-агрессивные жалобы на «неинтересные» темы или «слишком сложные» домашние задания; сравнение вас с учителем в школе или вузе, с вашим предшественником в Skyeng (если студента вы получили «в наследство»). Возможно, студент пытается диктовать, что и как вы должны делать. Здесь налицо нехватка авторитета. Да, звоночек.

Он обвиняет вас в своих неудачах

Вы «непонятно» объясняете, «неправильные» темы с ним обсуждаете, «не так» произносите – и вот экзамен провален, баллов студент недобрал, в вуз мечты не поступил, жизнь разрушена… В этой ситуации преждевременно сразу надевать белое пальто: критически посмотрите на себя со стороны, запросите объективную оценку от куратора. Вероятность «недожать» существует в любой профессии. С другой стороны, если студент не выкладывается на занятиях на 100%, пришёл в школу с завышенными ожиданиями или не сформулировав для себя четко цель, – неудачи могут случиться и по его вине. Но желание перенести ответственность на вас вновь намекает на нарушение границ. Звоночек.

Он обижается на обратную связь от вас

Похвалу любят все, но критику, пусть даже объективную, обоснованную, – никто. Если в ответ студент «надувается», надолго замолкает и перестаёт участвовать в занятии, даже грубит, причина может быть во внешнем локусе контроля («все плохие – я хороший»), в завышенных ожиданиях (от себя, от преподавателя, от занятий), в нарушении границ и, конечно, в низком авторитете преподавателя в глазах студента. Звоночек. 

У вас нет удовлетворения от проведенного занятия

И вроде бы всё так, но что-то не так. Студент старается, отношения ровные, результат есть… Но выключив Скайп, вы ещё какое-то время словно «отходите» от занятия. Можете испытывать раздражение, покрикивать на близких, внезапно найти лишние сантиметры на талии, чересчур эмоционально реагируете на плохую погоду за окном или двойку у сына. В этой ситуации нужен мониторинг: понаблюдайте за собой (можно даже краткий журнал вести). Дело в том, что вы сегодня что-то не то съели, – или в том, что занятие было именно со студентом Х? Для кого-то это прозвучит как покушение на святое, но не все «пятёрки», премии, распродажи с 90%-ной скидкой и студенты – наши. Некоторых приходится «отпускать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×