Как поддерживать соревновательный дух на групповом онлайн-уроке с подростками
Здоровая конкуренция на уроке всегда повышает мотивацию и вовлеченность в занятие. Соревнуясь друг с другом, подростки учатся быть лидерами, добиваться своего. Кроме этого, грамотная организация конкуренции на уроке позволит мотивировать подростков лучше понимать материал, качественно отвечать и работать на занятии. В этой статье мы расскажем, как поддерживать соревновательный дух на групповом онлайн-уроке с подростками.
О чем следует помнить?
Во-первых, важно понимать, что конкуренция на уроке должна быть здоровой, то есть никто из учеников не должен чувствовать себя обиженным и обделенным. Необходимо в первую очередь проанализировать: действительно ли нужно организовывать конкуренцию? Нет ли в группе учеников, которые будут чувствовать себя некомфортно?
Во-вторых, соревновательный момент на каждом уроке не обязателен. Здоровую конкуренцию можно внедрять на разговорных уроках, уроках квестах, при работе в парах и мини-группах (разделяя учеников на пары в сессионных комнатах, например, в Zoom). Также элемент соревнования поможет, если в группе явно прослеживается отсутствие мотивации — в таком случае конкуренция будет своеобразной «встряской» для учеников. В остальных же случаях лучше воспользоваться системой поощрения.
В-третьих, лучше не создавать конкуренцию в группе, которая совсем недавно сформировалась. В этом случае подростки активно знакомятся друг с другом и соревновательный дух может создать некомфортную атмосферу между ними.
Как организовать?
— Создать комфортную атмосферу на уроке
Для того, чтобы подростки не чувствовали негатив, давление, неудовлетворенность собой из-за того, что кто-то учится лучше них, важно подружить учеников. В этом помогут задания на командообразование, уместная персонализация, определенные правила поведения на уроке (например, «Mute your microphone if you don’t talk» (чтобы не перебивать друг друга и не отвлекать посторонними шумами), «Mistakes are welcome», «Raise hand before speaking» (функция поднятия руки доступна в Zoom), «Don’t interrupt» и т.д.).
— Использовать балльно-рейтинговую систему
Проще всего создать соревновательный дух на групповом онлайн уроке используя баллы и рейтинги учеников. Можно использовать Google-таблицы или Google-класс (есть функция отслеживания прогресса). Если нет желания пользоваться дополнительными документами, вполне возможно «вести счет» в чате в Skype или Zoom.
В конце урока важно уделить особое внимание подведению итогов. Помимо обсуждения и обобщения пройденного материала необходимо отметить успехи отдельных учеников. «Лидеров» можно наградить стикерами, красивыми картинками или подходящими гифками, мини-подарками (например, творческим домашним заданием). Однако на тех, кто в топ не попал, важно также обратить внимание. На групповом уроке не должно получиться ситуации, когда кто-то из учеников «молодец», а остальные нет. Абсолютно всех учеников в конце урока нужно похвалить: даже если кто-то не получил наивысший балл, можно отметить старание, аккуратность, вдумчивые ответы и т.д., наградить утешительным призом (например, милой картинкой).
— Устраивать длительные соревнования
В некоторых группах можно организовать длительные соревнования. Например, в течении месяца при достижении определенных результатов за урок (100% выполнение ДЗ, отличное поведение и т.д) начислять всей группе баллы. За разные суммы баллов предлагать разные призы: урок на разговорную тему, тематический урок-игра, простое или творческое домашнее задание, онлайн-квест и т.д. Таким образом, подростки в группе не будут соревноваться между собой, а будут совместно двигаться к желаемому результату.
— Устраивать интеллектуальные игры
По необходимости (например, для разнообразия) можно устраивать интеллектуальные игры, такие как Jeopardy и т.д. Их легко можно организовать используя презентацию в PowerPoint и демонстрацию экрана. В таком случае нужно разделить группу на две или три мини-группы, записывать баллы каждой из них в Google-таблицу или на виртуальной доске (доступ можно предоставить всем участникам через электронную почту — сделать это лучше заранее, чтобы не тратить время урока). В конце урока подвести итоги, наградить подростков (победителей — существенными призами, проигравших — утешительными). Такие занятия не только поднимут соревновательный дух (в следующий раз подросткам обязательно захочется победить), но и разовьют умение работать в команде.
Самое главное — не переусердствовать. В первую очередь в группе должно царить взаимопонимание, преобладать комфортная и доброжелательная атмосфера. Поэтому задания/уроки с элементами соревнования лучше проводить/внедрять по необходимости (например, для разнообразия или при низкой вовлеченности подростков в уроки). В остальном же лучше отдать предпочтение персонализированной системе поощрения.
А еще на YouTube-канале Skyteach сегодня вышел новый выпуск с Толей, в котором он разбирается, как выстроить работу с подростками – легко и комфортно 🙂