“Dogme is all about playing the language guitar.” Scott Thornbury

“Learning is communicating and communicating is learning,” — обобщил Скотт Торнбери информацию в книге Teaching unplugged, где раскрывается относительно новый метод обучения английскому языку, чем вызвал горячие дискуссии в мире ELT. Были написаны статьи, проведены вебинары, конференции, но так единого мнения насчет Dogme и нет. Кому-то сразу же понравился данный подход, т.к. уже применяли в уроках, пробовали, но не называли отдельным термином. А кто-то находит больше недостатков в методе: отсутствие или сложность организации assessment, большая направленность на высокие уровни, отсутствие плана и структуры.

В этой статье поделюсь своими размышлениями о Dogme и как нам «вместе работается».

Метод Dogme

Истоки метода заложил Скотт Торнбери в 2000 году в статье «A Dogma for EFL», где указал на необходимость освобождения уроков от учебных материалов (учебников, handouts) и технологий. Вместо этого Скотт предложил использовать то, что есть в классе — студентов и преподавателя. Эта статья стала началом тернистого пути новой философии в мире ELT. Подробнее об этом методе узнаете в статье, а здесь прочитаете о плюсах и минусах.

Dogme и страхи

Многие волнуются, что при использовании метода Dogme, у учащихся может сложится мнение, что учитель не подготовился к уроку или же те коллеги, которые не особо любят готовиться к занятиям — писать планы, расписывать действия, могут взять на вооружение данный метод и будут использовать как прикрытие для уроков. Возможно, на первый взгляд так и может показаться.

Вот заходит преподаватель, расспрашивает о делах учеников, упоминает погоду и ярким взором жадно ищет за что же такое интересное, длинное, дискуссионное зацепиться, какую-бы тему поднять, чтобы это все затянулось на целый урок. Вот это заблуждение! Как мне кажется, для того, чтобы уметь внедрять метод Dogme в уроки, нужно иметь немалый (все-таки какой-то опыт или же обладать природной чуткостью, хорошими коммуникативными качествами и be able to manage the audience, хотеть помочь ученикам добиться целей) опыт: тонны расписанных листов с планами (eco friendly friends, бумага, используемая в течение карьеры сдается и перерабатывается — можно спать спокойно), постоянная погоня за новыми идеями, куча прочитанных книг по методологии (или же литературы, связанной с обучением, языками и так далее), “невыходные” выходные (ведь мозг как разведчик — не спит — бдит: “А вдруг что-то грандиозное для уроков откопаю…”).

Ведь, только имея за плечами опыт проведенных уроков, прослушанных лекций, просмотренных и посещенных занятий, можно научиться так тонко чувствовать аудиторию, понимать в каком направлении двигаться сегодня; видеть, о чем хочет поговорить Катя; замечать, что мучает Петю и, связав все это воедино, провести полезный урок как для учеников, так и для себя. Тем самым Dogme является двигателем профессионального и личностного роста преподавателя, что является важным фактором интересного преподавания, лучшего понимания и отменного реагирования на нужды и цели студентов.

Dogme и Пикассо

Метод Dogme сравнила бы с работами и творческим пути Пикассо. Смотрим на ранние работы маэстро и многое понятно сразу: розовый и голубой периоды творчества — тонкие линии, понятные герои полотен, цвета, дальше — невероятные портреты (матери, себя, сестры). Любуясь полотнами, восхищаемся красотой линий, безупречностью форм, сочетанием цветов и думаем — Ах, гений, неистовый гений! Но падает взор на работы художника более позднего периода, выполненные в стиле кубизма, сюрреализма — и закрадывается все-таки мысль (извините, эксперты-искусствоведы): “Ну, такое и я могу нарисовать.”

Ан, нет!! Пикассо и есть Пикассо, что может и то, и другое делать гениально! То есть тот огромный путь от картин, где герои смотрят так, что все внутри переворачивается, слышится издалека голоса арлекинов, чувствуется запах французских улиц или же тревожит топот быков, до простоты линий и фигур показывает выдающееся наследие, неоспоримый опыт и работу художника, длившуюся целую жизнь!

Так и метод Dogme побуждает использовать накопленный опыт, заставляет двигаться дальше, внедряет нотку экстрима в уроки и в то же время удивляет своей простотой. Студент и Учитель.

Dogme и я

У ученицы (уровень Intermediate), с которой я занималась онлайн уже несколько месяцев, однажды возникла проблема с глазами: нельзя их напрягать (смотреть в монитор, читать). Она не хотела отменять уроки и предложила сделать занятия только разговорными на время лечения. И тут Dogme пришел на помощь. Несколько занятий шли по такому формату: говорение, говорение и еще раз говорение студентки. Уроки включали такие этапы:

* вопросы на Warm-up (можно составить, используя информацию с прошлых уроков или же взять несколько любых вопросов, начать обсуждение новостей, событий, праздников);

* раскрытие и обсуждение тем, озвученных на разминке, или появившиеся как следствие (наводящие вопросы, «копание» до истины, описание личного опыта, в данном примере — посещение врача);

* работа над ошибками (устно) и построение предложений на основе конструкций.

Dogme возникло в начале урока — при первом обсуждении вопроса, задало тон всему занятию. Со студенткой у нас получился урок-разговор на тему Медицина: сравнили уровень здравоохранения в странах, обсудили отношение врачей и людей, провели параллели относительно различия культур и ценностей в контексте медицины. Конечно же мы работали над синонимами, антонимами лексических единиц, rephrasing, что очень даже помогло студентке вспомнить и использовать забытые слова и фразы в речи

А другой студент (уровень Low-Intermediate) хотел только общаться на занятиях. Сначала работали с учебниками, шли по темам, чтобы была структура уроков, и делали упор на говорение. Но темы, предложенные в учебнике, не вызывали особого энтузиазма, поэтому в один день решила поставить во главу стола самого студента. Как раз у него гостил племянник, который учился в Суворовском училище, так целый урок посвятили обсуждению военных учебных заведений, исторических событий и великих генералов. Ученику настолько понравился такой формат урока (вопросы-направления-фонари преподавателя и объемные монологи студента, а также обсуждение и быстрый просмотр отрывков фильмов, всплывших в ходе урока), что тон каждому занятию задавал именно он — начинал тему, не осознавая. Остальное — дело дирижера — учителя — нажимать на нужные струны и играть нужную мелодию. Конечно же, изучали и обсуждали грамматические конструкции и проводили работу над ошибками, но все это в контексте обсуждаемой темы и с заданиями на закрепление, которые ученик уже самостоятельно выполнял.

Абсолютно согласна со Скоттом, что Dogme — это игра на гитаре. Красота в том, что никто не ограничивает в выборе мелодий, ритма, есть место для импровизации и самовыражения, как для учителя, так и для студента. И решать вам — how to play the language guitar…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×