Признаюсь, иногда ловлю себя на том, что эмоциональное состояние перед уроком не самое бодрое и оптимистичное. Само собой, у учеников тоже бывает разное настроение. А если мы совпадём в этой меланхолии? Не самая лучшая атмосфера для занятия. Меня в своё время учили преподавать практически по Станиславскому: преподаватель, как и актёр, входя к зрителям / ученикам должен всю суету и жизненные проблемы оставить на вешалке, а к аудитории выйти чистым и свежим. Easier said than done, huh? 

Чтобы гарантированно войти в нужное психологическое состояние, я прихожу к началу урока с какой-нибудь весёлой картинкой, попавшейся мне накануне на интернет-просторах. Благодаря появившейся с годами профессиональной деформации, я автоматически сканирую любой контент на пригодность к использованию на занятиях по английскому. Эта привычка — и мучение, и большое подспорье, два в одном, потому что если он пригоден — надо сохранить его с соответствующим тегом в своих методических чертогах .  Зато к любому уроку у меня есть картинка, со свежими собственными впечатлениями (это важно, чтобы делиться весёлым искренне) и с методической идеей. 

В статье покажу несколько примеров и способов перехода от несерьёзного к серьёзному, их можно использовать и с другим похожим материалом. 

Пример 1

cannibal Skyteach
Источник: boldomatic.com/

Лучший вариант в момент экзистенциального кризиса и приступа мизантропии. После того, как ученик признается, что тоже ‘sometimes feels like a cannibal’ и, возможно, поделится одним из недавних таких случаев, переходим к языковым аспектам. “A cannibal, like each of us, can be fed up with people. But if we want to say that a cannibal actually eats people / that people are a staple part of his diet, which preposition should be used with the verb “to feed”?” Далее можно обсудить примеры типа “Carnivores feed on flesh, whereas herbivores feed on grass”. У большинства моих учеников уровень Advanced, поэтому рассматриваем и второе, переносное значение глагола to feed on sth, затем обсуждаем:  “What may melancholy feed on? / What may depression feed on? / What does feeling like a cannibal feed on?” Обычно после этого хочется заняться созидательным и конструктивным, так что переходим к текущей теме или обсуждению домашнего задания. 

Пример 2

Skyteach
Источник: boldomatic.com/

До сих пор актуальная тема — будущее Евросоюза и Еврозоны. Читаем текст, обсуждаем, как работает в нём языковая игра (реальное название страны + слово с элементом значения «покидать, оставлять, уходить») Кстати, узнаём значение глагола to oust, его редко знают даже ученики уровня Advanced. Практика показывает, что ученики быстро забывают, как пишутся и произносятся названия стран и национальностей. Поэтому после «минутки политинформации» в рассуждениях о будущем европейского пространства, *незаметно* переходим к более рутинным заданиям: “What is the proper way to spell each of these names of countries? Do you remember the words for the nationalities of these countries? Which nationalities might say “good-bye” to the EU soon, as to this text? And which nationality might stay?” После обычно предлагаю ещё одно-два задания на тему Countries and Nationalities, они никогда не лишние. 

Пример 3

etc Skyteach
Источник: teepublic.com

Ещё один вариант для ситуации, в которой энергия и настрой leave much to be desired. Особенно актуально для вечерних занятий со взрослыми. Делимся, что именно довело нас до этого состояния, обычно это помогает выговориться и отложить усталость на час-другой. Ну или договариваемся “Let’s try and pull ourselves together.” Затем прошу ученика вспомнить, какие ещё латинские аббревиатуры часто встречаются в текстах. Как минимум, e.g. i.e., P.S. / PS, NB, cf. C учениками, для которых актуальна деловая переписка, обсуждаем варианты написания этих аббревиатур и различия между вариантами. Ну и творческое домашнее задание — придумать нетривиальный способ расшифровки аббревиатуры, которая перекликалась бы по смыслу с её реальным значением, как в примере. 

Пример 4

Picture4 Статья8 Skyteach
Самые благодатные с методической точки зрения шутки — это шутки, построенные на многозначности слова (puns). В моём примере — фотография постера из местного бара. Все мои ученики — взрослые люди, поэтому можем пофилософствовать,
“Is alcohol really a solution to problems?”. Затем обращаем внимание ошибку в постере, ведь слово solution ни в одном из значений не относится к неисчисляемым существительным. “So alcohol is definitely a chemical solution, but not a guaranteed solution to problems.” 

Пример 5

Picture5 Cтатья8 Skyteach
источник: Facebook.com*

Это скриншот совершенно случайно промелькнувшей шутки, поэтому качество изображения не самое оптимальное. Но она настолько благодатна, что надо было ловить момент, в фейсбуке контент появляется и исчезает по необъяснимым и непознаваемым законам В этой шутке не только разные значения, но и разные функции многозначного слова. Обращаем внимание, что в первом случае pretty — прилагательное, а во втором — наречие (a modifier, to be exact). Из-за особенностей значения прилагательного pretty, это вариант для женской части аудитории, в первую очередь. Обсуждаем “Are you selective in your perception of what people tell you? Can you take the best and leave out all the rest?”. Вспоминаем, какие есть синонимы у pretty в каждом из значений и находим некатегоричные способы охарактеризовать человека, который позволяет себе сказать другому, что он “pretty annoying”. Например, “You should be quite a straightforward person / really straightforward to say to somebody that they are pretty annoying”, или “Only a really tactless person can call somebody pretty annoying”, или “You should be annoyed enough to say to a person that they are annoying”. Кстати, к последнему варианту приходим через повторение разницы между -ing / -ed adjectives, оно не теряет актуальности на любом уровне, а также универсально для любой темы, от Feelings and Relations до The Breakthroughs in Technology, rocket science included

*Facebook принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×