09.03.2020
211
0

Говорить или не говорить — вот в чем вопрос! Как работать с болтливыми студентами?

Казалось бы, что проблема говорения студентов проявляется только в одном ключе — как их разговорить, как увеличить объем высказываний, как помочь с fluency и accuracy. Множество рекомендаций можно найти о том, как разговорить студента. Например, в этой статье даны советы по развитию говорения у начинающих. В этом видео спикер делится советами о том, как разговорить застенчивого ученика. А на тех, из которых “и слова не вытянешь” (или клещами), тоже найдется управа (читайте статью).

Но поговорим мы не о том, как разговорить студента на уроке, а о том, как его остановить. Или как справляться с нескончаемым потоком мыслей, рассуждений, высказываний студентов и направлять их в правильное русло запланированного урока.

Для начала выясните какой тип “многоговорящего” студента перед вами. Я выделила бы два типа:

1) “На консультации у психолога” или очень общительный человек. 

Такому студенту только дай повод или тему и его не остановить — все прелести личной жизни, общественной, профессиональной деятельности или недеятельности, переживания, радости, горести и так далее заполнят урок. Да и еще на русском языке.

Как быть с такими студентами?

* Выясните цели и потребности ученика и пользуйтесь этим знанием в ходе урока. Понимаете, вот сейчас начнется очередная эпопея по теме “Travelling” с деталями о прошлых поездках, проблемах с языком (собственно для этого и пришел учиться сюда), то напомните: Oh, your story seems interesting but let’s learn some great vocabulary first and then you’ll tell me your story with all details.

* Расставьте точки над «i» с русским языком. Объясните студенту, что он пришел изучать английский язык и один из неотъемлемых и эффективных способов достижения результатов — использовать его (язык) на уроке, а не прибегать к родному. Конечно, на начальных уровнях родной язык присутствует, но он не должен быть доминирующим.

* Делитесь планом и задачами урока, чтобы с начала занятия, студент смог почувствовать структуру и настроить себя на учебный процесс.

2) Общительный студент, которому просто нравится говорить много на английском.

Кажется, что такие студенты — это ж счастье, а не проблема. Ведь, в основном, ломаем голову над тем как увеличить разговорную практику студентов, а тут такое, что даже мучиться, придумывать не надо. Но все же нужно пытаться построить уроки так, чтобы ученик и много говорил (без ошибок), и изучал что-то новое, то есть уходил с урока с пониманием того, что он не просто поговорил-размялся, а научился чему-то новому.

Итак, как быть с такими студентами?

1) Выясните истинные цели и потребности ученика. Так как развитие разговорных навыков — цель сопутствующая реальным нуждам ученика. А для чего ему нужно разговориться? Для общения с коллегами, партнерами, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно при обсуждении как деловых моментов, так и тем повседневного характера? Для общения с людьми во время путешествий, поездок, чтобы можно было свободно изъясняться? Зная такие детали, можно привязывать материалы уроков к целям ученика, и делать уроки максимально полезными во всех отношениях.

2) Начиная урок, продумайте как он (урок) может быть полезен ученику, что он ему даст, какие новые знания в уроке заключаются. И после разминки сообщайте ученику цели и задачи урока, чтобы у него сложилось представление об уроке и был план урока.

3) Если ученик начинает много говорить, то старайтесь давать временные рамки. Например, обсуждаете вопросы, данные после темы, текста, аудирования, то попросите ученика, чтобы ответ был не более 1 минуты (или любой отрезок времени, на ваш взгляд, допустимый в конкретной ситуации), объясняя это тем, что Вы помогаете улучшить беглость речи. Также можете просить ученика добавлять в ответ фразовые глаголы, collocations (idioms), изученные слова с прошлых уроков, чтобы улучшалось не только количество высказываний, но и качество.

4) Старайтесь вовлечь ученика в процесс урока и вежливо помогать ему переключаться на задание после длинного монолога. Например: Ok, thank you for the answer. It was really nice. Talking about the computer games, look at the picture now and tell me if you……

5) Пробуйте новые методы в обучении, особенно те, которые student-centered. Например, метод Dogme, который ярко вошел в мир ELT и остается одним из дискуссионных. Этот метод подробно описан в статье, откуда узнаете, что студент может руководить парадом, если направить его в правильное русло. Звучит заманчиво, не правда ли? Особенно для учеников, которые за словом в карман не лезут и говорение — их конек. В этой статье найдете некоторые примеры использования Dogme в уроках.

Ответ на вопрос “Говорить или не говорить”, наверно, будет очевидным: конечно же, говорить. Главное помнить — как говорить, сколько говорить и что говорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×