Обучение лексике на групповом онлайн-уроке с подростками

Обучение лексике является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Многие преподаватели, работающие с группами подростков, испытывают трудности с обучением лексике: ученики не понимают значение слов, постоянно просят их перевести, не запоминают слова и не могут использовать их в речи. В этой статье мы расскажем о том, как эффективно обучать лексике на групповом онлайн-уроке с подростками. 

Обучение лексике на уроке начинается с введения новых языковых единиц. Введение новых слов должно проходить в несколько этапов. 

Lead-in/setting the context

Сразу подводить учеников к списку новых слов неэффективно. Студенты должны воспринимать новые слова в контексте, как неотъемлемую часть языка, поэтому начать введение лексики лучше с небольшого введения в тему. 

На групповом онлайн-уроке это можно сделать легко и интересно. В зависимости от темы можно подобрать картинки или видео (отправить ученикам в чат или заранее подготовить небольшую презентацию и показать ее через демонстрацию экрана), вместе обсудить их с подростками. Кроме этого, если тема более абстрактная, например «environmental problems», то можно обсудить «горящие» вопросы: «what should people do with plastic? Are your city facilities eco-friendly?» и так далее. Если темы более простые, например «clothes», то можно вовлечь реалии, например, попросить учеников рассказать, что на них сегодня надето. Если вы решаете подключить реалии по введении темы лексики, то не забывайте, что при онлайн-занятиях пространство достаточно ограничено (ученики могут продемонстрировать что-то на заднем плане, предметы на их рабочем месте, а то что находится вне зоны ближайшей досягаемости лучше не подключать к уроку). 

Важно по максимуму вовлечь каждого ученика в обсуждение, потому что их ответы непосредственно связаны со следующим этапом введения лексики. 

— Checking what students already know

На любом групповом уроке всегда будут более «сильные» и более «слабые» студенты. С точки зрения изучения лексики скорее всего кто-то уже будет хоть немного знать материал, а для кого-то слова будут совершенно новые. Преподавателю важно четко понимать уровень знаний учеников по конкретной теме для того, чтобы в дальнейшем эффективно разделить подростков на пары/мини-группы при выполнении заданий. 

Проверка знаний учащихся может происходить еще при создании контекста для изучения лексики. То есть через наводящие вопросы ученикам преподаватель проверяет, что они уже знают. Также, как было сказано в предыдущем пункте, можно использовать «подручные средства», если тема лексики им соответствует.

Преподаватель может также использовать распечатанные картинки (их можно показать в камеру, главное убедиться, что качество изображение хорошее и ученикам все отлично видно), отправлять картинки в чат в Skype/Zoom и просить учеников по очереди их описать. 

Незнакомую лексику можно также добавить в вопросы и посмотреть смогут ли ученики на них ответить.

Опять же, крайне важно вовлечь каждого подростка в обсуждение. 

— Presenting vocabulary

Далее следует выбрать технику с помощью которой будет вводиться новая лексика. В большинстве учебников техника уже выбрана, однако, этого бывает недостаточно и ученикам требуется дополнительное объяснение. 

Для группового онлайн урока с подростками отлично подойдет:

— введение лексики через картинки (преподаватель показывает/прикрепляет в чат картинку, называет слово). 

— вычленение лексики из контекста/ситуации (преподаватель дает ученикам предложение/ситуацию, при помощи наводящих вопросов мотивирует их понять знание слова). Предложение удобно печатать в чате или, например, в общем файле в Google docs. 

— работа с дефинициями. В данном случае это в основном задание на соотнесения слов и значений. Такой способ отлично подойдет для учеников, чей уровень владения языком pre-intermediate и выше. 

— работа с синонимами/антонимами. Этот способ позволяет не только изучить новую лексику, но и повторить уже ранее изученную. 

Технически упражнения на работу с дефинициями и синонимами/антонимами можно реализовать, работая в общем Google документе, при демонстрации задания в Zoom воспользоваться функцией «рисование», воспользоваться онлайн-доской на которую можно добавить скриншот задания и соединять нужные слова/дефиниции линиями. 

— жесты/выражение лица. Такая техника подойдет только для изучения эмоций, конкретных действий (в основном, глаголов движения).Выражение лица можно легко показать на камеру (главное, чтобы освещение/качество изображение было хорошим). Жесты, связанные с classroom language (scroll down, type, listen) будут также отлично видны ученикам, так как их можно уместить в зону отображения камерой. Простые движения (например, fly, swim, clap, то есть все, что связано с движением рук) можно также легко показать, а вот такие глаголы как «jump, run» лучше показать на картинках или же организовать пространство так, чтобы на этом этапе урока можно было двигаться. 

Важно убедиться, что все ученики вовлечены в работу и что материал, по которому вводится лексика, у них сохранится (поэтому удобно использовать общий файл в Google документах, так как в процессе введения все подростки будут видеть, что происходит, а после урока весь материал будет доступен). 

— Focus on meaning/form/pronunciation

При введении лексики основной упор делается на то, чтобы ученики поняли значение слова без перевода. После того, как лексика введена, необходимо проверить ее понимание. Это можно легко сделать при помощи CCQs (concept checking questions), например, показать картинку и спросить «Is the boy angry or happy?». На данном этапе важно снова вовлечь всех учеников, подготовить для них индивидуальные вопросы/картинки. 

Если слова трудные как с точки зрения написания, так и произношения, то необходимо дополнительно отработать форму и произношения слова.

Форму слова можно отработать с помощью таких упражнения, как jumbled letters (слово с перемешанными буквами можно написать в чат или в общий гугл документ), hangman (можно играть на виртуальных досках), заполнить пропущенные буквы в словах. 

Произношение можно отработать различными видами дриллинга:

— повторить за преподавателем по очереди;

— прочитать слово по цепочке;

choral drilling (только если у всех учеников хорошая гарнитура и качественная связь)

— произнести слово несколько раз индивидуально (преподаватель может сигнализировать пальцами сколько раз нужно произнести слово). 

При отработке произношения крайне важно, чтобы подростки не мешали друг другу. Поэтому если один ученик говорит, то у всех остальных должны быть отключены микрофоны. 

— Practice

Последний этап работы с лексикой — практика. Важно работать по принципу «от простого к сложному», то есть порядок упражнений должен быть следующий: controlled practice (filling in the gaps, matching), guided practice (finish sentences with your ideas), freer practice (speaking)

Подростки могут выполнять упражнения как в парах/мини-группах, так и индивидуально. При выведении лексики в активную речь группирование обязательно (подростки могут задавать друг другу вопросы, могут менять пары и работать с несколькими учениками и т.д.). 

Системное введение лексики позволит подросткам качественно усвоить материал и не только знать значение слов, но и уметь использовать их в речи. 

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×