19.03.2020
3195
0

Театрализация на уроках английского

Театр — средство эмоционально-эстетического познания окружающего мира. Театральное искусство возвращает нас к обрядовым ролевым играм. В древне-римских школах ученики разыгрывали споры известных ораторов, в средневековых монастырских школах экзамены проводились в виде нравоучительны спектаклей на латинском языке. Актуально ли сейчас использование театрализации на уроках английского?

Коммуникативный подход, так широко применяемый в обучении английскому языку, предполагает развитие “коммуникативной компетенции”. В.Н.Вятютнев определяет ее как способность правильно выбирать речевые структуры в зависимости от ситуации общения. Любой навык предполагает тренировку. Расширить выбор ситуаций, потренировать новую лексику и грамматику в контексте поможет технология театральной педагогики.  Именно театрализация поможет “оживить” учебный процесс, повысив мотивацию учеников. 

Мы уже писали о подготовке спектаклей и ролевых играх на уроках английского. В данной статье мы расскажем, как организовать эффективный урок с использованием театральной педагогики. 

Принципы театральной педагогики:

  • принцип событийности — ученики словно “проживают” определенные ситуации, заданные учителем;
  • принцип продуктивного действия — на уроке появляется “продукт” — спектакль, этюд, индивидуальная импровизация;
  • принцип игровой направленности — атмосфера на уроке должна быть комфортной, создавать условия для раскрытия талантов учеников;
  • принцип диалогизации — учитель принимает точку зрения учеников, дает возможность выбрать содержание и форму обучения;
  • принцип подлинности и непрерывности педагогических действий — учитель всегда вовлечен в процесс, показывая пример своим поведением. Он вовремя хвалит и направляет учеников к цели.

При подготовке урока по данной технологии важно учитывать:

  1. Роль учителя становится более значимой для учеников, так как он выступает уже в роли режиссера и актера. Акцент переносится с обучения на эффективное взаимодействие.
  2.  Ученик занимает более активную позицию. Теперь он может выбрать персонажа и сыграть его без ограничений своей социальной роли в классе. Это позволяет детям больше раскрыться как личностям. Они приобретают уверенность в себе, преодолевая “языковой барьер” — ошибки не страшны в роли воображаемого героя.
  3. Материал для этюдов, спектаклей, ролевых игр необходимо подбирать с учетом уровня, возраста и интересов учеников. В начальной школе — это комиксы, мультфильмы, сказки. В старших классах к этому списку добавляются классические произведения. Хорошо, если дети принимают участие в подборе материала для урока: так он имеет для них большую ценность. 
  4. Используйте реквизит: маски, костюмы, предметы. Эти небольшие дополнения помогут им вжиться в роль. Достаньте реквизит только на последних этапах подготовки к выступлению, чтобы дети на него не отвлекались. 
  5. В.А. Ильев в книге “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока” говорит о необходимости “разогревающих” упражнений, которые оттачивают актерские способности ученика. Перед ролевой игрой на английском языке можем провести задания:
  • артикуляционные (гимнастика для языка с английскими звуками, скороговорки);
  • для развития выразительности (дети читают предложения с различной эмоциональной окраской, показывают пантомимой разные ситуации);
  • для развития памяти (посмотреть на пантомиму одноклассника, описать ее и повторить).6. Во время репетиции сценки/спектакля основной акцент делаем на говорении, движении, эмоциональной выразительности, а не на чтении (если только это не Reader’s Theater).
    7. Дополняйте изучение сценария качественной подготовкой. То есть включите задания с флеш картами, повторением слов, лексические игры в этап pre-reading.
    8. Адаптируйте материал к возможностям своих учеников. Не все дети могут импровизировать или показывать что-то на публику. Некоторым нужно сначала посмотреть на работу одноклассников, попробовать свое актерское мастерство на отдельных словах и фразах до уастия в сценках и спектаклях.
    9. Используйте различные ресурсы для подгоовки к уроку. Например, здесь вы найдете сценарии, а в данной статье — варианты игр. 

Задания из театральной педагогики на уроках английского

  1. “Импровизация с предметом”. Ученики под музыку ходят по классу, когда она останавливается, берут любой предмет и показывают с ним миниатюру. Задача одноклассников — отгадать, что изображено и назвать на английском предмет или действие. 
  2. “Куклы”. Учитель дает команду, называя часть тела (“Leg!”, “Arm!” и т.д.). Ученики показывают, будто их кто-то невидиый водит по кабинету за названную часть тела.
  3. “Инсценировка-импровизация”. Ученики в микрогруппах (3-4 человека) получают тему, недолгое время для подготовки (3-5мин.), а затем — показывают сценку. Остальные группы — догадываются, что показано и рассказывают об этом на английском.
  4. “Язык жестов”. Проговаривайте с учениками стихотворение, постепенно заменяя слова пантомимой. Также можем быть обратный процесс — восстановить стихотворение с жестов до текста.
  5. “Бесконечный разговор”. Ученики становятся в ряд. Крайняя пара начинает диалог на английском, затем следующий ученик в любой момент хлопает одного из пары по плечу и продолжает разговор с того места, где он остановился. Затем следующий ученик продолжает, и так далее.
  6. “Мешочек идей”. Ребята по очереди вытаскивают из непрозрачного мешка предметы, называют их на английском и показывают с ними миниатюры. Одноклассник, правильно описавший изображаемую ситуацию, становится следующим ведущим.
  7. “Оживший дом”. Одни ученики “становятся” частью дома: мебелью, стенами, крышей, техникой. Другие проходят по “дому”, называя его части и понарошку выполняя действия с ними.
  8. “Поделись подушкой”. Ученики берут вдвоем один предмет (например, небольшую подушку) и вместе показывают изменения с ним — “It’s hot!”, “It’s heavy!”, “It’s a snake!” и т.д. 
  9. “Безумный оркестр”. Каждый ученик изображает звук одного инструмента. Один из ребят — дирижер, который управляет ритмом и очередностью игры. Вместо звуков могут быть буквы, и тогда все превращаются в живую “печатную машинку”, при помощи которой можно озвучивать слова.

Театральная педагогика  — прекрасный инструмент мотивирования учеников, активизации их творческих способностей, внимания и восприятия. Без лишних слов посмотрите наш новый выпуск с Аароном и убедитесь сами 🙂

Какие элементы театральной педагогики используете вы на своих уроках?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×