3 ошибки начинающего учителя (и это не про методику!)

23.03.2020
681

Ошибок в начале работы полностью избежать не получится. На самом деле, у каждого новоиспеченного преподавателя бывают свои промахи. С точки зрения методики это могут быть: завышенный TTT, неоправданно частое использование родного языка или объяснение грамматики в формате долгой лекции без участия ученика. По этому поводу уже написано много материалов, с которыми можно ознакомиться здесь и здесь. Сегодня поговорим о психологии. От чего стоит сразу отказаться, если вы действительно хотите научиться здорово преподавать?

  1. От боязни людей

А встречается она очень часто. Подготовиться к уроку – это хорошо, но вот выйти к живому ученику и начать взаимодействовать… Как-то страшновато. А если он окажется неразговорчивым? А если я ему не понравлюсь? А если он задаст трудный вопрос, на который я не знаю ответа? Какой стыд…

Мешающая нам иллюзия: когда-нибудь наступит светлый день, когда я буду на 100% готов. И вот тогда… Тогда, но никак не сейчас! Пойду-ка поучусь еще, пройду очередные курсы, повышу квалификацию… О, вебинар про особенности введения новой лексики (там что, есть особенности? О нет…)

На самом деле: вы никогда не будете готовы. К уроку можно подготовиться на 99%, но всегда остается 1% для Его Величества Непредвиденного Случая. Стоит ему явиться, и вы забудете простейшее слово, допустите ошибку, студент не поймет ваше объяснение или начнет спрашивать, почему он должен читать текст именно про себя.

Кроме того, вся перелопаченная вами теория не имеет смысла без практического применения. Мысль занудная, но правдивая. На уроке все переворачивается вверх дном: спланированное не срабатывает, а внезапная удачная импровизация спасает положение. И наоборот… Вы узнаете о себе много нового, и в этом есть только плюсы. Слабые стороны нужно знать, чтобы их подтянуть. Сильные стороны – чтобы собой гордиться.

Что касается самих учеников, многие вообще не знают, как выглядит идеальный урок и не заметят ваших ошибок. А самые дотошные студенты могут остаться с вами надолго, если увидят, что вы гибко реагируете на ситуации на уроках, прислушиваетесь к пожеланиям и работаете над собой.

  1. От низкой самооценки

Которая часто сопутствует вышеуказанному страху. Если я не готов, то как я могу брать деньги за свои уроки? Как я могу повышать цены? Как вообще заявить людям, что я преподаватель? Особенно знакомым! Засмеют… Да и не захочет никто идти на мои уроки.

Мешающая нам иллюзия: все вокруг лучше меня. Я недостаточно красивый, недостаточно опытный, недостаточно харизматичный, недостаточно блогер. Онлайн преподавать сложно, на платформах слишком много функций, а другие люди уже рождаются со встроенным в мозг умением все это использовать. Ситуация по большому счету безнадежная.

На самом деле: вы не так уж и плохи. Как у каждого человека в целом есть свои страсти и пороки, так и у каждого преподавателя есть свои слабые стороны, с которыми иногда приходится бороться очень и очень долго. Есть учителя, которые годами не могут победить свою любовь отвлекаться и самозабвенно болтать на занятии больше нужного, игнорируя показатель STT. Но у них есть множество других преимуществ, позволяющих проводить довольно хорошие уроки. Это не значит, что с недостатками не нужно сражаться. Но они не являются уважительной причиной для того, чтобы прятаться от активных действий и экспериментов.

Помимо всего этого, вы не можете знать заранее, чего именно ищет в преподавателе конкретный ученик. Вполне возможно, ему нужна вовсе не «звезда Ютуба», а кто-то тихий, спокойный и вдумчивый – и вы как раз-таки подходите идеально. Совместимость учителя и ученика – отдельная большая тема, ведь существует огромное количество факторов, влияющих на это самое «срослось/не срослось». Но лично для вас всегда найдутся подходящие студенты, просто верьте, а потом убедитесь сами.

  1. От желания самоутвердиться

Наверняка каждый из нас может вспомнить как минимум одного школьного или университетского преподавателя, который обожал унижать своих студентов, чтобы на их уровне казаться самым умным. Если вы пришли в эту профессию не ради жестокой многолетней мести (искренне на это надеюсь!), постарайтесь не стать таким же. Задача учителя – не показать, как много он знает (это как бы подразумевается, иначе к нему никто бы не приходил), а максимально облегчить процесс обучения и сделать его эффективным и приятным.

Мешающая нам иллюзия: я должен все время что-то кому-то доказывать. Если я не буду хвастаться своими знаниями и опытом, меня не будут любить и уважать. Если не буду делать половину упражнений за студента, он подумает, что я чего-то не знаю – лучше буду давить его авторитетом и держать все происходящее под своим контролем. Да, и на свои вопросы лучше отвечу сам – пусть он учится, как надо отвечать. Молча и с благоговением.

На самом деле: студенты больше всего уважают и любят преподавателей, которые их вдохновляют. Которые показывают: смотри, теперь ты можешь еще и вот так! И это ты сам, я лишь направил, подсказал, помог… Ты талантливый, а при должном усердии добьешься больших успехов! Но для того, чтобы вдохновить, надо иногда обеспечивать некоторую свободу. Ученик ничему не научится и не поверит в себя, если не дать ему возможность пробовать свои силы, ошибаться и снова пробовать. Вы должны растить в нем эту самостоятельность и поддерживать его, хотя бы потому что сами понимаете, каково это – быть учеником.

Если есть сомнения, опирайтесь на личный опыт, думайте о своих учителях, анализируйте, за что они были любимыми или нелюбимыми. Вспоминайте, когда и почему вы сами обучались более и менее эффективно, кто вдохновлял вас и как ему это удавалось. Совершенного преподавателя встретить невозможно, если говорить об универсальном идеале. Но помните: для кого-то именно вы самый идеальный из всех. <3

Поделитесь, какие страхи возникают у вас?

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×