31.03.2020
584
0

Как преподавателю английского выбрать правильный tone-of-voice

Вообще-то tone-of-voice (TOV) – это про маркетинг. Термин придумали, чтобы охарактеризовать стиль и формат коммуникаций между брендами и потребителями. В переводе на человеческий TOV – то, как компания «разговаривает», общается со своими нынешними и будущими покупателями.

Но мы заметили, что TOV в маркетинге и TOV в преподавании отличаются не так уж сильно. Так, на каждом занятии преподаватель «продает» себя студенту – свою экспертизу, харизму, мотивацию. Пусть вас не смущает формулировка: на самом деле продажа – это донесение до кого-то своего ценностного предложения. И общаясь со студентами, преподаватель тоже формирует (пусть неосознанно) TOV, аналогично брендам.

Что входит в TOV

В контексте преподавания TOV – это то, как вы звучите по отношению к студенту. Делать это вы можете разными способами:

  • словами – в том числе с помощью юмора и иронии, в том числе сказанными вслух или подразумеваемыми, неочевидными (подтекстом);
  • языком тела;
  • мимикой;
  • интонацией, тоном голоса; 
  • таймингом, уместностью (многое в восприятии зависит от того, в какой момент произносятся слова).

Зачем обращать внимание и «тратить ресурс» на TOV

Естественно, если вы не чувствуете себя уверенно в методике, вам не хватает опыта, словарного запаса или владениям каким-либо инструментарием, то про TOV можно пока не задумываться, а решать более приоритетные задачи профессионального роста.

Если же вы уверенно владеете базовым и продвинутым функционалом, то можно поискать способы улучшить коммуникацию со студентом, например, обратить внимание на tone-of-voice.

Чем это полезно?

  • ТОВ влияет на то, как студенты воспринимают сами себя – и как результат – относятся к учебному процессу

Представьте ситуацию: вы готовитесь к танцевальному выступлению на сцене перед публикой. Сравните варианты:

а) вы не умеете танцевать и знаете это;

б) вы не умеете танцевать, но верите, что умеете;

в) вы умеете танцевать, но думаете, что не умеете;

г) вы умеете танцевать и знаете это.

При каком из вариантов выступление будет удачным? Аналогично описанной ситуации TOV преподавателя способен задавать студенту настрой на занятия и внушает уверенность в успехе.

  • ТОВ делает преподавателя человечнее

Вы уже не просто «говорящая голова» в скайпе. Вспомните лучших спикеров TED – благодаря уникальной, пусть и не классический подаче им удавалось не просто донести свой посыл, но и убедить в нем слушателей.

  • TOV вдохновляет на то, чтобы задуматься о себе как о профессионале, оценить сильные и слабые стороны, начать строить личный бренд. В целом, TOV подталкивает к самосовершенствованию.

Как выбрать tone-of-voice

То, как вы себя подаете на занятиях, – понятие слишком абстрактное, чтобы придумать универсальный рецепт его «приготовления». И все же предлагаем несколько рекомендаций.

  • Экспериментируйте – лучше не ставить эксперименты на одном студенте (только представьте, как он будет сбит с толку, если на каждом занятии с ним будет «новый» преподаватель). Пробуйте играть интонацией и использовать новые формулировки, приглушать или, наоборот, «включать» артистизм – обращайте внимание на результат. 
  • Учитывайте, кто перед вами – какой ваш студент, к чему стремится, насколько уверен в себе и мотивирован к занятиям. Важен его возраст: TOV не может быть одинаковым, если речь о ребенке или студенте зрелого возраста.
  • Наблюдайте за другими (если есть возможность), в том числе за теми, кого считаете ориентирами в профессии. Оценивайте их TOV и «примеряйте» на себя.
  • Будьте собой и слушайте себя: TOV должен быть для вас органичным, звучать и выглядеть естественно. Впрочем, пригодится и смелость, чтобы время от времени чуть выходить за собственные рамки.

Ниже 3 работающих способа, которыми пользуются маркетологи при разработке TOV для брендов. 

  • Поищите ассоциации между собой и литературным или киноперсонажем. Попробуйте аккуратно эксплуатировать этот образ – и оцените результат.
  • Напишите списки «я … (какой? какая? вместо многоточия – прилагательные)» и «я совсем не… (какой? какая? вместо многоточия – прилагательные)».
  • Составьте собственную «редполитику» – свод правил о том, как вы обращаетесь к студенту, используете ли сленг, неформальные формулировки, юмор, иронию, сарказм, высказываете ли личную точку зрения, какие есть предпочтительные конструкции, слова которые можно и нельзя произносить.   

Как создать TOV с помощью слов и формулировок

Наиболее понятный способ определиться с tone-of-voice – это выбрать слова и формулировки, которые его формируют. Правильно подобранные слова создают желаемый для преподавателя эффект: создают атмосферу, при которой студент чувствует поддержку, уверенность в своих силах и воспринимает свои усилия как шаги в сторону результата.

Перечислим слова, которые будут полезны преподавателю английского на занятиях.

  • Might – превращает прямой вопрос или констатацию факта в возможность или гипотезу.
  • Need – желательно употреблять его в контексте «I need…» или «You need…» (симпатия и польза), а не в формулировке «You need to be…» или « I need you to…» (требование и обвинение).
  • We – указывает студенту, что в учебном процессе, усилиях и сложностях он не одинок.
  • Me – придает мыслям и оценкам более личностный оттенок. Если речь о критике, вспомним рекомендации психологов: вместо обвинений лучше произнести «я-суждение». Например, вместо «постарайся не опаздывать» – «я стараюсь приходить вовремя, потому что это дает возможность лучше подготовиться к занятию, настроиться и организовать рабочее пространство».
  • You – используйте точечно: слово указывает на ответственность и требует конкретики.
  • Why – это вопросительное местоимение стимулирует критическое мышление и помогает «зрить в корень», разбираться в причинах и следствиях. Кроме того, оно оставляет студенту простор для субъективных мнений и оценок. А сочетание его с but («But why…?») делает фразу более легкой, даже игривой, приглушает окраску – на такой вопрос ответить легче.
  • Love – этому существительному, казалось бы, нет места, уж слишком оно личное, эмоциональное. Но если именно эмоциональности не хватает, оно выручает: «I love your writing!» А в целом, если студент время от времени рассказывает о том, что он любит или любит делать, – атмосфера на занятиях становится теплее.
  • Think – глагол, который не звучит пугающе, но дает шанс на гипотезу или даже ошибку. (Аналогично работают конструкции с possible, которые позволяют фантазировать, размышлять и удивляться).
  • No – иногда требуется установить границы. В этих ситуациях даже отрицательно заряженное слово становится необходимым. Главное не злоупотреблять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×