«My answer is myself. What am I?» Верно, загадка. Вдохновить, но не заставить студента сосредоточиться и «подумать» – далеко не единственная цель, с которой преподаватель английского языка может использовать загадки на занятиях. Расскажем об остальных.
Чем полезны загадки на занятиях по английскому языку
- Загадки удобно использовать на «разогреве», в качестве разминки.
- Они легко могут стать способом «разбить лёд», расположить к себе студента (при условии, что достаточно просты, и студент способен их разгадать без сверхусилий).
- Загадки поощряют студента к критическому и логическому мышлению, учат замечать вещи, которые сложно заметить, настраивают на сосредоточенную работу (но не пугают при этом).
- Они заставляют студента быть более креативным, мыслить out-of-the-box – этот же навык помогает в дальнейшем с меньшими усилиями запоминать слова и грамматические конструкции.
- Загадки приучают видеть возможность множественных значений за словами, обращать внимание на контекст.
- С ними легче расширять языковые возможности (если не речевой запас), ведь, отгадывая загадки, легче запоминать новые значения уже известных слов.
- Загадки заставляют нас понимать, как «думает» язык, как он работает, какие у него нюансы и хитрости (это, кстати, относится не только к английскому языку).
Как использовать загадки при обучении
С подачи преподавателя студент может загадки…
…отгадывать!
Отгадывание загадок полезно и для разминки, и в качестве финального аккорда, и при знакомстве с новой лексикой, грамматикой, орфографией, нюансами произношения. Загадки могут стать «веселой» частью более сложных или серьезных викторин. При этом если у студента не получится отгадать загадку – это не станет «эпик фейлом».
…соревноваться в их отгадывании
Такое соревнование потребует активного участия студента, ведь ему придется самому подобрать загадки для преподавателя. А ещё – понять их. И даже удивить или развеселить ими (редкий студент подберет загадки формально и тем самым откажет себе в удовольствии выйти за рамки ожидаемого).
…иллюстрировать
Определенно понравится это задание детям, ведь так интересно понять загадку, а потом нарисовать ее так, чтобы суть поняли близкие!
…составлять
Этот вариант, конечно, не для начинающих, да и легкой задачу не назовешь. Но если не замахиваться на рифмованные загадки (очевидные для носителей языка, но практически «неподъемные» для изучающих его иностранцев) – то задание придумать простую загадку скучным точно не назовешь.
А вы как преподаватель можете использовать загадки, чтобы…
…познакомить студента с омофонами
Примеры подходящих загадок:
- «What has four wheels and flies?» (Нет, не planes или helicopters, а garbage trucks).
- «What is black and white and red all over?» (A newspaper).
В типичной структуре загадок решение часто зависит от альтернативного значения ключевого слова в вопросе. Это позволяет наглядно объяснить понятие омофонов (слов, звучащих одинаково) и обратить внимание студентов на их написание – ведь не все омофоны являются омонимами (словами, которые и звучат, и пишутся одинаково).
…сосредоточиться на различных аспектах языка
Например, в некоторых загадках используется лексика, которая входит в программу обучения и планы занятий. Чем просто зубрить, запоминать и смотреть на карточки – почему бы не отгадывать? Так определенно увлекательнее.
…помочь студенту запоминать идиомы
Пример такой загадки: «Why did the man throw the clock out the window?» (Ответ: «He wanted to see time fly»).
Еще одна общая черта загадок – частое противопоставление буквального, дословного перевода идиоматическому значению. Именно эту черту полезно использовать, чтобы запоминание идиом не казалось слишком сложным или бесполезным.
…обратить внимание студента на пунктуацию в диалогах
Для этого задачи достаточно выбрать шутливые диалоговые загадки.
…развеселить студента и дать ему передохнуть
Иногда лучшее, что вы можете сделать во время занятия, – это немного посмеяться вместе со студентом. Работа с загадками даст вашим студентам шанс проявить творческий и остроумный подход к изучению английского языка.
…научить студента думать на языке
(Или хотя бы заложить для этого фундамент.) Как мы упоминали выше, загадка – это воплощение того, как язык построен, как он «думает». В большинстве случаев загадку трудно разгадать, переведя дословно. Но если приучить себя не «переключаться» на родной язык – то все достижимо!
Полезные ресурсы с англоязычными загадками
- «50 Best Riddles for Kids» (Firstcry Parenting Firstcry Parenting) – идеальные загадки для малышей
- «Easy Riddles for Kids» (Flintobox) – загадки для начинающих
- Laugh and Learn English – загадки для студентов разного уровня знаний
- «Funny Riddles in English» (Genius Puzzles) – простые и по большей части забавные загадки
- Riddles.fyi – разные загадки с удобным рубрикатором
- Brainzilla – загадки для разных уровней владения английским
- «25 of the Hardest Riddles Ever» (Reader’s Digest) – загадки для продвинутых (и студентов, и мыслителей)
- World’s Hardest Riddles (Research Maniacs) – вы догадались из названия 😉
***
Never straight but always see through.
For some I’m impossible no matter what they do.
Some I make smile with a twist of my turn
But others I amaze with how much they can learn.
(За поучительную загадку спасибо автору Reddit – полезного, кстати, источника вдохновения для творческих преподавателей английского языка).
Спасибо!
Очень познавательно!
Загадка-то про что? 🤷