14.04.2020
582
1

Как использовать загадки при обучении английскому

Елена Тимофеева

Журналист, писатель, трёхкратный призер республиканских олимпиад по английскому языку

«My answer is myself. What am I?» Верно, загадка. Вдохновить, но не заставить студента сосредоточиться и «подумать» – далеко не единственная цель, с которой преподаватель английского языка может использовать загадки на занятиях. Расскажем об остальных.

Чем полезны загадки на занятиях по английскому языку

  • Загадки удобно использовать на «разогреве», в качестве разминки.
  • Они легко могут стать способом «разбить лёд», расположить к себе студента (при условии, что достаточно просты, и студент способен их разгадать без сверхусилий).
  • Загадки поощряют студента к критическому и логическому мышлению, учат замечать вещи, которые сложно заметить, настраивают на сосредоточенную работу (но не пугают при этом).
  • Они заставляют студента быть более креативным, мыслить out-of-the-box – этот же навык помогает в дальнейшем с меньшими усилиями запоминать слова и грамматические конструкции.
  • Загадки приучают видеть возможность множественных значений за словами, обращать внимание на контекст.
  • С ними легче расширять языковые возможности (если не речевой запас), ведь, отгадывая загадки, легче запоминать новые значения уже известных слов.
  • Загадки заставляют нас понимать, как «думает» язык, как он работает, какие у него нюансы и хитрости (это, кстати, относится не только к английскому языку).

Как использовать загадки при обучении

С подачи преподавателя студент может загадки…

…отгадывать!

Отгадывание загадок полезно и для разминки, и в качестве финального аккорда, и при знакомстве с новой лексикой, грамматикой, орфографией, нюансами произношения. Загадки могут стать «веселой» частью более сложных или серьезных викторин. При этом если у студента не получится отгадать загадку – это не станет «эпик фейлом».

…соревноваться в их отгадывании

Такое соревнование потребует активного участия студента, ведь ему придется самому подобрать загадки для преподавателя. А ещё – понять их. И даже удивить или развеселить ими (редкий студент подберет загадки формально и тем самым откажет себе в удовольствии выйти за рамки ожидаемого).

…иллюстрировать

Определенно понравится это задание детям, ведь так интересно понять загадку, а потом нарисовать ее так, чтобы суть поняли близкие!

…составлять

Этот вариант, конечно, не для начинающих, да и легкой задачу не назовешь. Но если не замахиваться на рифмованные загадки (очевидные для носителей языка, но практически «неподъемные» для изучающих его иностранцев) – то задание придумать простую загадку скучным точно не назовешь. 

А вы как преподаватель можете использовать загадки, чтобы…

…познакомить студента с омофонами

Примеры подходящих загадок:

  • «What has four wheels and flies?» (Нет, не planes или helicopters, а garbage trucks).
  • «What is black and white and red all over?» (A newspaper).

В типичной структуре загадок решение часто зависит от альтернативного значения ключевого слова в вопросе. Это позволяет наглядно объяснить понятие омофонов (слов, звучащих одинаково) и обратить внимание студентов на их написание – ведь не все омофоны являются омонимами (словами, которые и звучат, и пишутся одинаково).

…сосредоточиться на различных аспектах языка

Например, в некоторых загадках используется лексика, которая входит в программу обучения и планы занятий. Чем просто зубрить, запоминать и смотреть на карточки – почему бы не отгадывать? Так определенно увлекательнее.

…помочь студенту запоминать идиомы

Пример такой загадки: «Why did the man throw the clock out the window?» (Ответ: «He wanted to see time fly»).

Еще одна общая черта загадок – частое противопоставление буквального, дословного перевода идиоматическому значению. Именно эту черту полезно использовать, чтобы запоминание идиом не казалось слишком сложным или бесполезным. 

…обратить внимание студента на пунктуацию в диалогах

Для этого задачи достаточно выбрать шутливые диалоговые загадки.

…развеселить студента и дать ему передохнуть

Иногда лучшее, что вы можете сделать во время занятия, – это немного посмеяться вместе со студентом. Работа с загадками даст вашим студентам шанс проявить творческий и остроумный подход к изучению английского языка.

…научить студента думать на языке

(Или хотя бы заложить для этого фундамент.) Как мы упоминали выше, загадка – это воплощение того, как язык построен, как он «думает». В большинстве случаев загадку трудно разгадать, переведя дословно. Но если приучить себя не «переключаться» на родной язык – то все достижимо!

Полезные ресурсы с англоязычными загадками

***

Never straight but always see through.

For some I’m impossible no matter what they do. 

Some I make smile with a twist of my turn

But others I amaze with how much they can learn.

(За поучительную загадку спасибо автору Reddit – полезного, кстати, источника вдохновения для творческих преподавателей английского языка).

Комментарии (1)
  • Avatar photo
    Наталья

    Спасибо!
    Очень познавательно!
    Загадка-то про что? 🤷

    03.06.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×