14.05.2020
2485
0

Планирование урока при обучении детей онлайн

Анастасия Дорофейкина

Онлайн обучение давно стало нормой: с каждым годом все больше преподавателей и учеников предпочитают именно такой формат занятий. Современных учителей все чаще волнуют вопросы: «как сделать онлайн уроки эффективными? как удержать внимание юных учеников?». Секрет успеха онлайн урока — эффективное планирование. В этой статье мы расскажем, как грамотно спланировать онлайн урок с детьми и сделать занятие действительно продуктивным. 

Определиться с учебным пособием

Учебник — это определенная система, обязательная база для построения эффективного учебного процесса. Самостоятельное создание учебной программы занимает много времени. К тому же, не всегда получается выстроить как программу, так и структуру урока методически эффективно. Готовое учебное пособие поможет решить эту проблему. Качественный учебник выбрать непросто, поэтому мы предлагаем ознакомиться с подборкой учебников для дошкольников, младших и средних школьников. Работая онлайн, важно продумать как именно будет проходить занятие по учебнику: будет ли это демонстрация экрана в Skype или Zoom, будет ли у ученика pdf версия учебника. Так как речь идет об онлайн уроках с детьми, то крайне важно максимально вовлечь их в урок. В этом случае отлично подойдет работа через демонстрацию экрана в Zoom, где у ученика может быть возможность комментирования или занятия по интерактивным учебникам

Подобрать дополнительные материалы

Преподаватель должен быть всегда готов к ситуации, когда весь материал урока уже пройден, а до конца занятия еще 5-10 минут. Заранее подготовленные упражнения/задания помогут избежать пауз в уроке, разнообразить занятие и даже повысить мотивацию ученика. Дополнительные материалы могут быть связаны с темой урока (например, разговорные задания), так и просто задания «для удовольствия», например песни, подвижные игры и т.д.

Больше идей для подбора дополнительных материалов можно найти в нашей статье Когда учебника недостаточно: как и где искать дополнительные материалы к уроку.

Работая с дополнительными материалами, необходимо подумать как будет происходить переключение между основными и дополнительными заданиями (демонстрация двух различных учебников, ссылка ученику и т. д.). 

Составить план урока

Самый ответственный момент — непосредственное планирование урока. Планировать уроки очень удобно в Google sheets. При планировании занятия важно заранее продумать и выстроить структуру урока: 

warm-up

В любом уроке должна обязательно присутствовать разминка. Для дошкольников и младших школьников ее длительность составляет примерно три, максимум четыре минуты. Кроме этого, разминка должны быть подвижной и коммуникативной (поэтому для этапа warm-up отлично подойдут песни, словарные и подвижные игры). 

lead-in

На данном этапе должно произойти подведение ученика к теме урока. Этап lead-in не должен быть затянутым по времени, 1-3 минут будет вполне достаточно. Для этого этапа можно использовать картинки, короткие видео, на основании которых ученик сможет догадаться о теме урока. Задача преподавателя — помочь ученику выявить тему урока, а затем озвучить цели занятия. Важно сделать цели урока понятными, реалистичными и вовлекающими, желательно представить их в виде миссии (например, «Today we`ll help Teddy Bear to find new friends!»). 

lesson body

В основное содержание урока войдет работа с новой лексикой и грамматикой (введение, закрепление, вывод в речь), задания на аудирование и чтение (тут важно помнить о трех этапах работы: pre-listening/reading, while-listening/reading, post-listening/reading). Важно спланировать время на выполнение каждого задания. Каждое упражнение и этап урока не должны быть затянутыми (рекомендуемое время выполнения 3-4 минуты). На этапе планирования нужно предусмотреть темп работы ученика и заранее подумать, где и что при необходимости можно сократить по времени. Также на этапе планирования необходимо продумать, что может вызвать потенциальные трудности у ученика и как этого избежать. То есть важно заранее «репетировать» введение грамматики и лексики, продумать альтернативные способы презентации языкового материала. 

Кроме этого, мы рекомендуем продумать техническую реализацию выполнения упражнений: как будет проигрываться аудио и видео, что если ученик не будет слышать аудио, как ученик будет записывать ответы.

cool-down

На этапе cool-down подводятся итоги урока, дается обратная связь ученику, закидывается «крючок» на следующий урок и объясняется домашнее задание. Здесь нужно продумать: тайминг (желательно, чтобы все перечисленные шаги заняли не более 5 минут), способ поощрения ученика (стикеры, картинки, похвала от игрушки-помощника и т.д.), способ отправки домашнего задания (в чате в Skype, на почту и т.д.). 

При составлении плана рекомендуется обязательно прописать время, отведенное на каждый этап урока, цели каждого этапа. 

Кроме этого, при планировании онлайн урока важно продумать:

физическая активность на занятии

Дошкольники и младшие школьники не смогут просто сидеть все занятие. В урок нужно обязательно добавить физическую активность. Это могут быть TPR songs, задания на кинезиологию, подвижные игры или просто физминутки. Запланировать такой подвижный перерыв можно в середине урока, однако лучше ориентироваться по ситуации и отвлечься на физическую активность, когда ученик устал и ему срочно нужно подвигаться. Важно помнить, что при обучении онлайн пространство, которое можно задействовать очень ограниченно, то есть все игры и прочие физические активности не должны выходить за рамки работы камеры. 

паузы в уроке

Причин для пауз во время урока может быть много: не открывается вкладка с заданием в браузере, зависло аудио или видео и т.д. Паузы в уроке ведут к тому, что ребенок отвлекается, а значит вернуть его в рабочий ритм будет намного сложнее. Мы рекомендуем заранее продумать, что предложить ученику во время такой заминки (например, небольшое разговорное задание или игру). 

технические сложности

Во время урока могут возникнуть неполадки со связью, проблемы с демонстрацией экрана, звуком и многое другое. Продумайте, как быстро решить подобные проблемы. Например, попросить родителей заранее проверить скорость интернет-соединения, открыть все необходимые программы и ссылки (это значит, что все необходимое нужно выслать ученику до урока). Кроме этого, крайне важно, чтобы родители имели возможность помочь ребенку в случае технических сложностей. 

Планирование онлайн урока не отнимает много времени, но дает уверенность в качественном проведении занятия.  Помимо плана в Google sheets (или Google docs) составьте краткий план-конспект урока. В нем могут быть перечислены основные этапы занятия, а также важные для конкретного урока моменты. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×