Онлайн обучение давно стало нормой: с каждым годом все больше преподавателей и учеников предпочитают именно такой формат занятий. Современных учителей все чаще волнуют вопросы: «как сделать онлайн уроки эффективными? как удержать внимание юных учеников?». Секрет успеха онлайн урока — эффективное планирование. В этой статье мы расскажем, как грамотно спланировать онлайн урок с детьми и сделать занятие действительно продуктивным.
— Определиться с учебным пособием
Учебник — это определенная система, обязательная база для построения эффективного учебного процесса. Самостоятельное создание учебной программы занимает много времени. К тому же, не всегда получается выстроить как программу, так и структуру урока методически эффективно. Готовое учебное пособие поможет решить эту проблему. Качественный учебник выбрать непросто, поэтому мы предлагаем ознакомиться с подборкой учебников для дошкольников, младших и средних школьников. Работая онлайн, важно продумать как именно будет проходить занятие по учебнику: будет ли это демонстрация экрана в Skype или Zoom, будет ли у ученика pdf версия учебника. Так как речь идет об онлайн уроках с детьми, то крайне важно максимально вовлечь их в урок. В этом случае отлично подойдет работа через демонстрацию экрана в Zoom, где у ученика может быть возможность комментирования или занятия по интерактивным учебникам.
— Подобрать дополнительные материалы
Преподаватель должен быть всегда готов к ситуации, когда весь материал урока уже пройден, а до конца занятия еще 5-10 минут. Заранее подготовленные упражнения/задания помогут избежать пауз в уроке, разнообразить занятие и даже повысить мотивацию ученика. Дополнительные материалы могут быть связаны с темой урока (например, разговорные задания), так и просто задания «для удовольствия», например песни, подвижные игры и т.д.
Больше идей для подбора дополнительных материалов можно найти в нашей статье Когда учебника недостаточно: как и где искать дополнительные материалы к уроку.
Работая с дополнительными материалами, необходимо подумать как будет происходить переключение между основными и дополнительными заданиями (демонстрация двух различных учебников, ссылка ученику и т. д.).
— Составить план урока
Самый ответственный момент — непосредственное планирование урока. Планировать уроки очень удобно в Google sheets. При планировании занятия важно заранее продумать и выстроить структуру урока:
— warm-up
В любом уроке должна обязательно присутствовать разминка. Для дошкольников и младших школьников ее длительность составляет примерно три, максимум четыре минуты. Кроме этого, разминка должны быть подвижной и коммуникативной (поэтому для этапа warm-up отлично подойдут песни, словарные и подвижные игры).
— lead-in
На данном этапе должно произойти подведение ученика к теме урока. Этап lead-in не должен быть затянутым по времени, 1-3 минут будет вполне достаточно. Для этого этапа можно использовать картинки, короткие видео, на основании которых ученик сможет догадаться о теме урока. Задача преподавателя — помочь ученику выявить тему урока, а затем озвучить цели занятия. Важно сделать цели урока понятными, реалистичными и вовлекающими, желательно представить их в виде миссии (например, «Today we`ll help Teddy Bear to find new friends!»).
— lesson body
В основное содержание урока войдет работа с новой лексикой и грамматикой (введение, закрепление, вывод в речь), задания на аудирование и чтение (тут важно помнить о трех этапах работы: pre-listening/reading, while-listening/reading, post-listening/reading). Важно спланировать время на выполнение каждого задания. Каждое упражнение и этап урока не должны быть затянутыми (рекомендуемое время выполнения 3-4 минуты). На этапе планирования нужно предусмотреть темп работы ученика и заранее подумать, где и что при необходимости можно сократить по времени. Также на этапе планирования необходимо продумать, что может вызвать потенциальные трудности у ученика и как этого избежать. То есть важно заранее «репетировать» введение грамматики и лексики, продумать альтернативные способы презентации языкового материала.
Кроме этого, мы рекомендуем продумать техническую реализацию выполнения упражнений: как будет проигрываться аудио и видео, что если ученик не будет слышать аудио, как ученик будет записывать ответы.
— cool-down
На этапе cool-down подводятся итоги урока, дается обратная связь ученику, закидывается «крючок» на следующий урок и объясняется домашнее задание. Здесь нужно продумать: тайминг (желательно, чтобы все перечисленные шаги заняли не более 5 минут), способ поощрения ученика (стикеры, картинки, похвала от игрушки-помощника и т.д.), способ отправки домашнего задания (в чате в Skype, на почту и т.д.).
При составлении плана рекомендуется обязательно прописать время, отведенное на каждый этап урока, цели каждого этапа.
Кроме этого, при планировании онлайн урока важно продумать:
— физическая активность на занятии
Дошкольники и младшие школьники не смогут просто сидеть все занятие. В урок нужно обязательно добавить физическую активность. Это могут быть TPR songs, задания на кинезиологию, подвижные игры или просто физминутки. Запланировать такой подвижный перерыв можно в середине урока, однако лучше ориентироваться по ситуации и отвлечься на физическую активность, когда ученик устал и ему срочно нужно подвигаться. Важно помнить, что при обучении онлайн пространство, которое можно задействовать очень ограниченно, то есть все игры и прочие физические активности не должны выходить за рамки работы камеры.
— паузы в уроке
Причин для пауз во время урока может быть много: не открывается вкладка с заданием в браузере, зависло аудио или видео и т.д. Паузы в уроке ведут к тому, что ребенок отвлекается, а значит вернуть его в рабочий ритм будет намного сложнее. Мы рекомендуем заранее продумать, что предложить ученику во время такой заминки (например, небольшое разговорное задание или игру).
— технические сложности
Во время урока могут возникнуть неполадки со связью, проблемы с демонстрацией экрана, звуком и многое другое. Продумайте, как быстро решить подобные проблемы. Например, попросить родителей заранее проверить скорость интернет-соединения, открыть все необходимые программы и ссылки (это значит, что все необходимое нужно выслать ученику до урока). Кроме этого, крайне важно, чтобы родители имели возможность помочь ребенку в случае технических сложностей.
Планирование онлайн урока не отнимает много времени, но дает уверенность в качественном проведении занятия. Помимо плана в Google sheets (или Google docs) составьте краткий план-конспект урока. В нем могут быть перечислены основные этапы занятия, а также важные для конкретного урока моменты.